Андрей Марочко, подполковник ЛНР в отставке (РИА Новости):
- Киев подвозит танковые мостоукладчики на Купянское направление. В районе населенного пункта Сеньково (Харьковская область) отмечено прибытие группы инженерного обеспечения 14-й отдельной механизированной бригады ВСУ. Среди прочей техники выявлены танковые мостоукладчики (по внешним признакам схожи с Biber на шасси танка Leopard 1), две установки дистанционного разминирования УР-77, а также танковые минные тралы западного производства.
Виктор Литовкин, военный эксперт (интернет-издание "Подмосковье сегодня"):
- Едва ли не в каждом пакете военной помощи от стран Запада для Украины появляются бронированные мостоукладчики. Однако на поле боя они появляются крайне редко, накапливаясь где-то в тылах.
Причин для передачи таких машин несколько. Первая из них - желание вассалов США избавиться от устаревшего хлама, но в то же время продемонстрировать "щедрую" поддержку Киеву. Дело в том, что эти мостоукладчики, конечно, нужны для наступления, для преодоления техникой оврагов, небольших рек и тому подобного. Но то, что они не в идеальном состоянии, сомнению не подлежит. Это, скорее, мусор, хотя свои задачи выполнять, скорее всего, способен. Немцы и танки-то поставляют не самые новые. Тот же "Леопард 1" равен нашему танку Т-55 производства 50-60-х годов.
Пользы поставки упомянутых техсредств не приносят никакой. Главная проблема заключается в невозможности их применения. Мостоукладчики пригодились бы ВСУ при прорыве, успешном наступлении, но такового киевскому режиму добиться не удалось и вряд ли удастся.
Дело в том, что инженерная техника такого рода применяется, когда оборона противника подавлена. А нашу оборону они подавить не сумели, даже не прорвались к первой линии обороны. У них нет поддержки с воздуха, они не завоевали господство в небе. Поэтому поставлять, а тем более применять мостоукладчики бессмысленно. Их применять негде и незачем.
Рустам Сайфуллин, Герой России, замначальника Тюменского высшего военно-инженерного командного училища, полковник (РИА Новости):
- Инженерные машины стран НАТО, поставленные Украине, не хотят ехать по грунтам, их приходится вытаскивать, когда они застревают. У ВСУ есть на вооружении свои машины разминирования, но их недостаточно, поэтому они запрашивают у своих спонсоров на Западе дополнительные поставки инженерных машин для разминирования, которые зачастую созданы на базе основных боевых танков.
Но, опять нюанс, у них все машины тяжелые, взять те же Leopard и Abrams - они более 60 тонн, и машины разминирования их тяжелые. По нашей местности они особо ехать не хотят, после, как говорится, дождичка они просто встают под своей массой и их самих еще там надо вытаскивать.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук (News.ru):
- Британские танки Challenger, немецкие Leopard и американские Abrams не приспособлены к боевым действиям на территории Украины, в отличие от советских и российских. Challenger сложно назвать танком, это хорошо бронированная гаубица для стрельбы из закрытых позиций. Такой танк метко стреляет только на месте, а на ходу он не попадает без защиты.
Что касается Leopard и Abrams, они не приспособлены для войны высокой интенсивности на территории Украины. Там практически любой мост выдерживает 20 тонн, не больше. Советские и российские танки еще более-менее вписываются в эту транспортную инфраструктуру, а Leopard и Abrams - нет. Поэтому Украине поставили мостоукладчики, чтобы они переходили по мостам.
Запад пошел по пути создания громадных, в полтора раза более тяжелых, чем советские, танков, которые оснащены великолепной электроникой и оптикой, прекрасными системами управления огня, но их необходимо обслуживать, а для этого нужно много профильных специалистов. Для этих боевых машин требуется гигантское техническое и топливное обеспечение. Они жрут очень много топлива. Кроме того, для их обслуживания требуются специальные инженерные подразделения, нужно множество инженеров и техников, которых на Украине нет.
Подготовил Иван Дергилев