В частности, в минсельхозе ожидают, что отказ от импорта рыбной продукции из Евросоюза, США и Норвегии позволит расчистить отдельные ниши для отечественных производителей, которые способны полностью закрыть потребности рынка в этой продукции.
Эксперты считают, что запрет на импорт готовой рыбной продукции из недружественных стран коснется только "микроскопической" доли рынка, российский потребитель этого практически не заметит. По словам президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Германа Зверева, в 2021 году импорт готовой рыбной продукции составил 65,9 тыс. тонн, из них только 2,317 тыс. тонн (3,5%) приходится на поставки из недружественных стран. В целом внутренний рынок пресервов и консервов оценивается в более чем 336 тыс. тонн, то есть на импортную готовую продукцию из недружественных стран приходится менее 1%.
Зверев говорит, что основную долю импорта из недружественных стран составляли готовые продукты и консервы из сардинелл, кильки и шпрот из Латвии: в 2021 году их поставки в Россию составили 1,127 тыс. тонн, или 91,4% от общего импорта такой продукции. "Российские предприятия способны полностью закрыть потребность рынка в этой продукции", - уверен эксперт.
По некоторым позициям зависимость от импорта из европейских стран была ощутима, но речь здесь идет только о нишевых рынках. Например, это продукция из итальянских анчоусов. На готовые продукты и консервы из анчоусов в 2021 году на Италию пришлось 98,3% российского импорта (276 тонн). Или, например, на Исландию приходилось 64,9% поставок готовой или консервированной продукции из трески - 349 тонн. Все это премиальный сегмент с очень незначительным финансовым потенциалом. И смысла в его импортозамещении нет, считает Герман Зверев.