Затем полицейский конвой направился к 69-му корпусу, где находятся монастырские мастерские и магазин церковной мебели. Защитники лавры пытались помешать силовикам, однако "красные береты" оттеснили верующих от здания и опечатали дверь. Еще одной мишенью сотрудников заповедника стал церковный магазин лавры, расположенный в 71-м корпусе. УПЦ сообщила, что спустя несколько часов после проникновения на территорию святыни полиция опломбировала и его двери. Несмотря на заявления комиссии минкультуры о якобы проведенной инспекции всех опечатанных зданий для того, чтобы убедиться, что в них никого нет, вскоре выяснилось: в одном из корпусов взаперти оказались маленькие дети. Трехлетний мальчик и девочка дошкольного возраста выбежали на балкон и принялись звать маму. "Там мои дети, они не могут выйти. Детки, я сейчас приду, попробую к вам добраться", - восклицала прихожанка с крестом в руках.
Тем временем исполняющий обязанности директора заповедника Максим Остапенко поведал журналистам, что комиссия намерена опечатать все помещения, за исключением тех, где смогут "компактно" разместиться монахи. В настоящий момент братия остается на территории лавры и не намерена покидать монастырские земли, несмотря на угрозы минкультуры. Представители Белорусской православной церкви со своей стороны выразили готовность "найти место дальнейшего монашеского подвига" в своих обителях "в случае насильственного выселения" из монастыря. Комиссия пыталась начать процедуру опечатывания зданий УПЦ еще во вторник, однако прихожане помешали творящемуся беспределу. Однако в четверг представители Министерства культуры Украины в окружении силовиков уже не оставили верующим шансов на защиту святыни.
Как свидетельствуют очевидцы, вторжение началось с того, что полицейские с автоматами встали у входа в храм Преподобного Агапита Печерского и не пустили прихожан на литургию. Защитники монастыря попытались оказать сопротивление силовикам, и те начали применять грубую силу в отношении мирных граждан. По информации "Союза православных журналистов" (СПЖ), верующих жестко оттесняли от одного из корпусов. "Почему ты бьешь меня ногой?" - кричит прихожанка на видео, представленном СПЖ. Сообщается как минимум о двух задержаниях. Одного мужчину полицейские тащили в машину по асфальту за руки и за ноги, пока тот произносил молитву. Вскоре стало известно об обращении, которое юридический отдел монастыря намерен направить в правоохранительные органы по факту избиения верующих УПЦ силовиками.
Пока полиция блокировала доступ на территорию монастыря, руководство "Национального Заповедника Киево-Печерская лавра" опубликовало на своей странице в соцсети объявление о том, что 6 июля "по техническим причинам" комплекс откроет свои двери лишь в 11 утра. Прихожане толпились у главного входа и читали молитвы, в то время как провокаторы выкрикивали оскорбительные слова и голосили украинский гимн. Священники, в свою очередь, начали причащать прихожан, которым так и не удалось попасть в храм на утреннее богослужение. Церковный обряд проводили прямо через отверстия в ограждении, к которому прижимались верующие. Когда комиссия закончила захват помещений Лавры, граждане наконец смогли попасть на территорию святыни. Однако на входе им велели предъявлять паспорта, некоторых вынуждали показывать личные вещи.
Изъятие помещений у монахов Киево-Печерской лавры является незаконным, так как происходит до проведения по существу судебного разбирательства по факту расторжения договора аренды между минкультуры и монастырем. Ранее, 5 июля, во время подготовительного заседания судья отклонил ходатайство адвоката святыни протоиерея Никиты Чекмана о проведении строительно-технической экспертизы с целью проверки заключения украинских чиновников. Кроме того, защитнику отказали в рассмотрении дела судебной коллегией и в привлечении к разбирательству министерства культуры. Очередное слушание дела назначено на 19 июля.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда прокомментировал события, происходящие в Успенской Киево-Печерской лавре. Он назвал надуманным предлог, под которым вооруженные люди ворвались на территорию обители. Начали ломать двери и применять насилие к верующим, мирно выступающим против творимого произвола. По словам церковного спикера, пока в лавре продолжается вопиющее беззаконие, все правозащитники молчат, как будто ничего не происходит. "Впрочем, ничего удивительного. Видимо, у украинской власти карт-бланш на любое насилие против собственных граждан", - цитирует Владимира Легойду сайт патриархия.ру. В РПЦ считают, что, руководствуясь сугубо политическими мотивами, украинские власти... приступили фактически к ликвидации Украинской православной церкви. "Преследования Украинской Православной Церкви имеют конечной целью переписывание истории украинского народа, лишение жителей Украины идентичности, связанной с единым для всех народов исторической Руси Владимировым Крещением. Власти Украины рассматривают Украинскую Православную Церковь как врага, при этом оказывая поддержку созданной государством раскольничьей общине и поощряя последнюю к актам насилия", - сказано в заявлении на сайте Московского патриархата.
Подготовила Елена Новоселова