27.06.2023 18:11
    Поделиться

    Минтруд предложил чиновникам при трудоустройстве заполнять единую анкету

    Единую анкету для государственных и муниципальных служащих, которую они будут заполнять при трудоустройстве, предложил ввести Минтруд. Разработанный ведомством законопроект одобрили на заседании комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности. Сведения, внесенные в анкету, будут проверять через госорганы, чтобы минимизировать конфликты интересов, риски коррупции и усовершенствовать порядок отбора кандидатов.
    Михаил Мордасов/РИА Новости

    Законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О системе государственной службы в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты" предлагается "предусмотреть установление единой формы анкеты, предоставляемой гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу", говорится в экспертном заключении к документу. При этом форма анкеты и перечень включаемых в нее сведений, порядок и сроки их актуализации должны быть установлены президентом РФ.

    У служащих появится обязанность сообщать работодателю об изменении сведений, содержащихся в анкете. А кадровые службы государственных и муниципальных органов получат право проверять сведения - направлять запросы в органы публичной власти и организации, обладающие соответствующей информацией. Сейчас отсутствие единой формы анкеты не позволяет автоматизировать обработку полученных сведений, усложняет выявление фактов предоставления подложных документов и заведомо ложных сведений.

    Подлог документов и указание в анкете ложных сведений грозит чиновникам потерей работы

    Анкету заполняет сегодня каждый гражданин при трудоустройстве на государственную или муниципальную службу, отмечает проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Но законопроектом планируется расширить перечень лиц, которым необходимо заполнять этот документ. Предлагается сделать обязательной анкету при трудоустройстве в органы и организации прокуратуры, таможенные органы, при поступлении на военную службу по контракту.

    В анкете содержатся сведения об образовании, отсутствии судимости, трудовой деятельности, близких родственниках служащего и ряд других сведений. Изменения, которые предложены законопроектом, позволят оперативно корректировать сведения таких анкет.

    Сафонов напоминает, что при трудоустройстве чиновники также заполняют декларацию об имуществе, счетах, вкладах и акциях, а также указывают сведения, являются ли они учредителями компаний. "Полученные сведения при поступлении на госслужбу позволяют избежать конфликта интересов, - говорит Сафонов. - Так как госслужбу запрещено совмещать с управлением бизнесом". Эти сведения ежегодно актуализируются и позволяют проанализировать, соответствует ли зарплата чиновника его доходам и стоимости приобретенного имущества.

    Чиновникам, которые предоставили подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения в своих анкетах, грозит увольнение.

    С принятием закона кадровые службы государственных и муниципальных органов смогут подавать запросы в письменной форме, в том числе посредством государственных информационных систем. А органы публичной власти и организации, обладающие соответствующей информацией, обязаны предоставить им запрашиваемую информацию в течение одного месяца.

    Переход на автоматизированную обработку сведений дает большой простор для их проверки, считает Сафонов. Сейчас кадровые службы могут сделать это только "в ручном" режиме, если они сомневаются в достоверности полученных сведений или получили информацию об их расхождении, отмечает эксперт. Он уточняет, что в документе нет упоминаний об автоматической проверке информации, но сама автоматизация процесса дает почву для того, чтобы предоставленные чиновником сведения сравнивались с данными из других источников.

    Законопроект об унификации анкет был подготовлен во исполнение поручения президента Владимира Путина от 2019 года, которое предписывает "обеспечить возможность проверки сведений, предоставляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы".