издается с 1879Купить журнал

"Медаль как будто положили на поверхность". Незадолго до демонтажа аэродрома в Смоленской области на нем обнаружили медаль "За отвагу"

22 июня 2023
Медаль "За отвагу", найденная на смоленском аэродроме.

из архива Виктора Локалова

Медаль "За отвагу", найденная на смоленском аэродроме.

Линия между Вязьмой и Ржевом в Великую Отечественную стала красной. И потому, что направление было крайне важным, и потому что она обильно полита солдатской кровью.

Только кажется, что Великая Отечественная где-то далеко. Но она - рядом. Потому что наши бойцы все еще лежат здесь, прорастая новыми лесами, как поет Игорь Растеряев. Или там, где с облачком пыли ходит рожь на холме - это уже из бессмертного стихотворения Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом".

Но на поле, где была сделана удивительная находка, хлеб после войны не сеяли. И даже землю не пахали. Потому что под небольшим слоем дерна и мха сохранялась взлетно-посадочная полоса.

…Войска Красной армии понесли большие потери на линии Вязьма - Ржев, но их мужество и стойкость, проявленные в боях на этих рубежах, навсегда в истории. Она часто напоминает о себе. Мой брат Виктор давно изучает период немецкой оккупации Сычевского и Новодугинского (он был образован уже после войны) районов Смоленской области. Из этих мест наши предки - отсюда на войну ушел прадед, отсюда перегонять в Рязанскую область колхозное стадо отправилась прабабушка с детьми. Сюда же и вернулись, когда Красная армия немца прогнала.

Эта часть Смоленщины была оккупирована с осени 1941-го по март 1943-го. За это время немецкие солдаты добротно обосновались тут. Тыловые части занимались вывозом древесины из лесов и подготовкой пополнения для частей, которые участвовали в битве за Москву. По рассказам, которые дошли до нас, солдаты вермахта, находившиеся в этих местах, боялись попасть на фронт - ближе к советской столице.

Здесь были организованы госпиталя, в которых проходили лечение немецкие солдаты с передовой. Например, в крупном селе Тесово не было боев и разрушений - даже сохранилась старинная церковь. Хотя в соседнем Ивановском храм был уничтожен, а в Милюкове церковь серьезно пострадала.

В этих местах немцы устроили аэродром "подскока" - для кратковременной стоянки и дозаправки самолетов, которые отправлялись на запад, бомбардировать позиции Красной армии. По одной из версий, этот аэродром дублировал тот, что находился близ села Дугино. Оно расположено как раз на линии Вязьма - Ржев. Эта взлетно-посадочная полоса была второй по значимости после аэродрома Двоевка, что рядом с Вязьмой.

Аэродром в Дугино появился, по некоторым данным, в 1930-х - тогда на нем базировалась летная школа. В августе - октябре 1941-го отсюда взлетали советские истребители и штурмовики. Но после оккупации Сычевского района немцы заняли аэродром и позже построили тут полутораметровую бетонную взлетно-посадочную полосу, установили мощные прожекторы и защитили все зенитными батареями и аэростатами.

Непосредственно стройкой занимались советские военнопленные, многих из которых фашисты сожгли в концлагере в соседней деревне Хотьково в декабре 1942-го. Оставшиеся в живых военнопленные продолжали обслуживать аэродром вплоть до отступления немцев в феврале 1943-го.

За полтора года оккупации они оставили здесь артефактов на десятилетия: гильзы от осветительных патронов, крышки от взрывателей авиабомб, консервные банки, авиазапчасти.

После освобождения Сычевского района и до 1944 года аэродром вновь использовала в своих целях уже наша военная авиация. Взлетно-посадочная полоса сохранялась и в последние годы была покрыта небольшим слоем дерна и мха. На этом ковре, как грибы, можно было собирать различные вещи времен войны.

То, что брат находил здесь и в округе, он передавал в Новодугинский краеведческий музей. Но находка, сделанная им совсем недавно, - особенная.

- В этом году техника добралась до бывшего аэродрома и буквально выкорчевала бетонное основание. Но незадолго до этого, в очередной раз выйдя на бетонку, я поднял с ковра из мха и дерна медаль "За отвагу". Честно говоря, не поверил глазам, увидев ее, потому что было ощущение, что кто-то просто положил награду на поверхность. Как будто она и не лежала в земле несколько десятилетий, - рассказал брат.

Взлетно-посадочная полоса аэродрома близ Дугино до и после начала работ по ее демонтажу. Фото: из архива Виктора Локалова

Он стал устанавливать имя владельца медали. И по номеру на реверсе выяснилось, что медалью "За отвагу" был награжден Машин Степан Алексеевич, 1925 года рождения, уроженец города Бутурлиновка Воронежской области.

- Судя по документам, которые удалось найти в интернете, Степан Алексеевич был награжден медалью "За отвагу" за то, что первым поднялся в атаку при овладении переправой через реку Охно в 1944-м году. Река с подобным названием - Ohne по-эстонски и Ыхне по-русски - есть в Эстонии. Но как медаль оказалась на аэродроме в Смоленской области, при том, что Степан Машин был не летчиком, а автоматчиком? - задается вопросом брат.

Ему удалось найти страницу фронтовика на сайте "Бессмертного полка" - она создана Машиной Доминикой Андриановной. Внучкой? Правнучкой? Брат написал ей - и теперь мы вместе ждем отклика.

А "Родина" планирует обратиться за содействием к Поисковому движению России.