20.06.2023 19:35
Поделиться

Проблема легионеров. Зачем российским клубам столько иностранных спортсменов?

Недавно президент Владимир Путин высказал свое мнение о легионерах в российском футболе. Глава государства заявил, что иностранные игроки - "это неплохо, но все хорошо в меру", он призвал придерживаться разумных пределов в вопросе приглашения зарубежных футболистов.
Француз Томас Эртель ради выступления в нашей Единой лиге пожертвовал местом в сборной страны.
Француз Томас Эртель ради выступления в нашей Единой лиге пожертвовал местом в сборной страны. / РИА Новости

Но легионеры процветают не только в футболе. Сейчас их немало, а несколько лет назад было много, даже чересчур много, и в других игровых видах российского большого спорта. Споры о том, нужны ли они, начались еще в начале 1990-х, когда открылась миниатюрная форточка для невиданных у нас до той поры иностранных визитеров. Потом лазейка превратилась в широко распахнутые ворота, напоминая знаменитые лермонтовские строки: "На ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока". Ловили, правда, не счастье с чинами, а большущие, щедро оплачиваемые контракты.

Принесли ли зарубежные тренеры, спортсмены, массажисты и пр. пользу нашему спорту? Относительно пользы, открывающей дорогу к развитию, говорить сложно. Вопрос спорный. А вот зрелищность любых состязаний, будь то футбол, хоккей или баскетбол с волейболом, повысили. Заполонив российский спортивный рынок, профи разных специальностей и цветов кожи повысили посещаемость. Многие клубы, имеющие богатых спонсоров, с помощью зарубежных приобретений быстро взлетали на первые ступени турнирных таблиц. Яркие примеры - футбольный "Зенит" и баскетбольный ЦСКА, которым нет или раньше не было равных.

В нашем футболе на поле одновременно могут находиться 8 легионеров из 11 игроков, а в волейболе соотношение совсем иное - только двое из шести

В принципе такое происходит во многих странах, развитых не только в спортивном отношении. Посмотрите на лучшие мировые футбольные клубы, не уступающие, а часто превосходящие по классу национальные сборные. И мы выбрали этот путь. Однако со свойственным нам характерным перебором.

И снова обратимся к истории. Растоптав в 1813 году противника в битве, генерал-лейтенант Алексей Петрович Ермолов на вопрос Александра I, чем его наградить, отвечал: "Произведите меня, государь, в немцы". Не напрашивается ли не совсем прямая, но аналогия, например, с футбольным "Локомотивом", где все руководящие посты заняли представители этой страны, чуть не сгубившие хорошую команду и хоть с опозданием, но замененные на тренера-россиянина?

Бразильцу Малкому в Питереплатят примерно разав два больше, чем игрокамего класса в топовых клубных лигах Европы. Фото: Михаил Синицын/РГ

А как же тогда с голландцем Гусом Хиддинком, приведшим сборную России к единственным в этом веке медалям чемпионата Европы-2008, пусть и бронзовым? А тогда вот что: уж если брать и тратиться, то не на мелких птичек, к нам волею футбольных агентов залетевших, а на великих и достойных. Но и Хиддинк, принесший славу и клявшийся, что разработал для нас целый план подготовки юной футбольной поросли, распрощался, так этого плана и не обнародовав.

Тут вспоминается и совсем недавнее. Когда одного из бронзовых медалистов на днях пригласили на телевизионный канал на передачу, посвященную 15-летию выигрыша той легендарной "бронзы", он сначала запросил баснословный гонорар, а потом милостиво снизил его до ста тысяч. Не имеет отношения к теме легионеров? Как сказать...

Был момент, когда показалось, будто отпала необходимость вкладывать в детский, юношеский спорт. Эта болезная экономия привела к тому, что скамейки запасных заполонили свои, доморощенные, которым уже не находилось мест в основе. Все чаще появлялись в составах мастеровитые, но не больше, иностранные середняки. Легче было пригласить их, уже набравшихся опыта и неплохо в своем зарубежье обкатанных, чем долго и кропотливо растить собственных, из которых еще неизвестно, что получится.

У всего в этом мире есть "за" и "против". Медленно, однако, пришло понимание, что так не пойдет. Конечно, находились гости, соглашавшиеся на получение нашего паспорта и допущенные до игр за наши сборные.

Напомним, что перед уже прошедшим сезоном 2022/23 в Российской премьер-лиге (РПЛ) был введен новый лимит на легионеров. В заявке команды на сезон может быть не более 13 иностранцев (раньше - не более восьми) и не менее дюжины игроков с российским паспортом. Одновременно на поле имеют право находиться не более восьми легионеров из, понятно, 11 игроков. Регламент сознательно допускает ситуации, когда легионеры находятся в большинстве по отношению к россиянам.

Другая футбольная напасть. Зачастую клубы идут на поводу у недобросовестных агентов, стремящихся выбить для зарубежных клиентов как можно более выгодный контракт. Не забывая, естественно, о собственных немалых комиссионных.

Обычно в соглашениях прописаны финансовые бонусы за количество игрового времени, забитые мячи, голевые передачи, а это деньги не только для игроков, но и для их агентов, кормящихся со строго оговоренных процентов. При такой ситуации, повторимся, стартовая площадка для профессионального роста российских игроков предельно сужается. Отсюда и скромные позиции нашей футбольной сборной на мировой арене.

Но в командных игровых видах спорта есть и весьма позитивные примеры. "Мы уже очень давно установили в мужской и женской Суперлиге строгий лимит на легионеров - не более двух в команде, - говорит президент Всероссийской федерации волейбола (ВФВ) Станислав Шевченко. - При таких жестких квотах к нам приезжают только звезды заграничных сборных, титулованные игроки. Периодически мы сталкиваемся с давлением отдельных клубов, которые просят расширить лимит, но ВФВ остается непреклонной. Бывали единичные случаи, когда команды брали на контракт третьего легионера, но только для выступления в еврокубках".

Как результат: наши национальные команды постоянно на пьедестале главных международных турниров, сборные резерва выиграли массу медалей на мировом и европейском уровне, а клубы много раз завоевывали еврокубки, хотя в составах основных соперников порой было в три-четыре раза больше легионеров.

В популярном у болельщиков, но куда менее успешном в плане достижений сборных баскетболе совсем не так. В интернациональной Единой лиге для российских команд условия такие: в заявке на матч 12 игроков - не менее шести наших и не более шести иностранцев. По сути - "фифти-фифти". В символических пятерках каждого тура, в списке лучших бомбардиров, в других статистических номинациях - явное преимущество легионеров. Из клубов-лидеров только в одной команде результат определяют в основном россияне. Это краснодарский "Локомотив-Кубань", обладатель "серебра", сенсационно обыгравший в полуфинале ЦСКА.

Нельзя не учитывать, что в условиях нынешних реалий присутствие легионеров в наших клубах, особенно спортсменов из "недружественных" стран, - требует их принципиальной личной позиции. Нужно иметь определенное мужество, внутренний стержень, чтобы не идти на поводу у русофобов, оставаться вне политики. Уж сколько раз призывал госдеп США своих граждан покинуть территорию России, но американские баскетболисты как играли у нас, так и играют. Им здесь нравится, да и деньги неплохие. Некоторые сознательно идут на серьезные жертвы. Например, разыгрывающего баскетбольного питерского "Зенита" француза Томаса Эртеля и финского либеро волейбольного столичного "Динамо" Лаури Керминена перед началом сезона 2022/23 поставили перед сложным выбором - либо игра в российском клубе, либо прощай место в национальной сборной. Эти спортсмены выбрали Россию.

И еще об одном аспекте "проблемы легионеров". Мы переживаем сейчас нелегкое время. От нас требуется напряжение всех сил, всех ресурсов. Конечно, и финансовых. Посмотрите на приведенную здесь таблицу зарплат лучших иностранных футбольных звезд. Быть может, российский футбол не столь уж проиграет в привлекательности, если направить эти немалые суммы на более важные для нас сегодня цели.