Министр Фальков и ректоры вузов обсудили на ПМЭФ новую систему высшего образования

На Петербургском международном экономическом форуме тема экономики переплетена с темой образования, ведь две эти сферы находятся в тесной связи.

Поэтому во второй день форума на сессии "Российская высшая школа: новые возможности", где глава Минобрнауки Валерий Фальков, ректоры ведущих вузов и предприниматели обсуждали новую систему высшего образования, свободных мест не было. Важно, что многие места занимали студенты, неравнодушные к будущему - своему и своих альма-матер.

Модератором дискуссии стал помощник президента Андрей Фурсенко. Он сразу отметил: для того, чтобы новая система заработала, нужно будет внести изменения примерно в сотню законов, а поэтому в рамках эксперимента нужно максимально четко все отработать.

- Коренные изменения в образовании происходят во всем мире каждые 20-25 лет. И хотя сфера образования должна быть достаточно стабильным институтом, периодически и здесь должны быть заметные изменения, чтобы встроиться в те новые условия, которые в целом происходят в обществе, - сказал Фурсенко. - В России сейчас как раз такой момент.

По мнению министра науки и высшего образования Валерий Фалькова, основной показатель здесь - качество образования. Не только в вузах, но и в школе. А также качество подготовки и требования к университетским преподавателям.

- Отличительная черта современного высшего образования - так называемое диалектическое противоречие: желание по сути несовместимых вещей - фундаментальности и практикоориентированности, - отметил министр. - Но любая фундаментальность избыточна: нужно изучать то, что не соприкасается с твоей будущей практической деятельностью. Но именно это дает глубину знаний. Именно на гармоничном сочетании этого нужно сегодня сосредоточиться вузам пилотного проекта. Времени осталось не так много

Фальков подчеркнул, что еженедельно обсуждает все это с руководством вузов пилота. Напомним, их шесть: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

- У этих университетов сейчас есть удивительные возможности: право переделать образовательные программы, назвать их по-новому, установить под эти программы стандарты и даже перетасовать бюджетные места между базовым и специализированным уровнями.

С 2023 года в этих шести университетах заработают 179 программ базового высшего образования - от материаловедения, химия и авиастроения до юриспруденции и педагогики. Откроется 103 программы специализированного высшего образования - магистратуры, около 40 программ аспирантуры.

Мнение

Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС:

- Один из основных моментов в новой системе образования - подготовка востребованных специалистов для экономики страны. Необходимо гармонизировать запросы работодателей и ожидания наших студентов. Что нужно работодателю? Квалифицированный выпускник вуза, готовый к уже определённой должности, умеющий работать и понимать потребности бизнеса .А что нужно студентам? Мы провели опрос. Прежде всего, у молодежи массовый запрос на индивидуальный подход. Также они хотят решать масштабные задачи, быть полезными и менять мир. И третий момент - они очень хотят заниматься любимым делом. Формируя новую систему модель образования, мы должны отталкиваться от этих запросов и ожиданий. Решить эти задачи мы можем только с работодателями. Сегодня у МИСИС 1647 бизнес-партнеров - мы знаем эту цифру точно, потому что с каждым из них у вуза есть совместный проект, грант или стипендия.