Губернатор Сахалинской области Лимаренко: Вахтовый метод работы должен остаться в прошлом
Валерий Игоревич, каковы ожидания от участия в Петербургском экономическом форуме в этом году?
Валерий Лимаренко: Ожидания очень хорошие. Более того, первые встречи уже прошли накануне, до официальной церемонии открытия ПМЭФ.
Так, с руководством Газпрома обсудили широкий спектр вопросов, которыми занимаемся уже долгие годы, в том числе обширную программу газификации и догазификации.
Одна из самых актуальных тем - развитие нефтегазового сектора. Напомню, в области реализуются шельфовые проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Мы строим индустриальный нефтегазовый парк для локализации нефтесервисов. В 2025 году готовимся запустить проект "Сахалин-3".
Мы хотим, чтобы в регионе была не только добыча углеводородов, но и их переработка. На полях форума прошла встреча с заместителем председателя правления ПАО "Газпром" Виталием Маркеловым. С ним мы обсудили строительство на Сахалине нефтеперерабатывающего завода. Уже есть технико-экономическое обоснование, переходим к этапу обоснования инвестиций. Реализация этого проекта позволит наладить переработку газового конденсата в авиационный керосин и в полной мере обеспечить топливом Единую дальневосточную авиакомпанию "Аврора". Этот крупнейший авиаперевозчик на Дальнем Востоке базируется на Сахалине. Наш проект повысит конкурентоспособность "Авроры", ведь авиакеросин будет вырабатываться здесь, у нас, и из сырья, которое добывается тут же. Это поможет также привлечь в регион новые авиакомпании.
Важно, что мы создаем в области авиационный хаб. Идет строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Южно-Сахалинска. Она сможет принимать все типы воздушных судов. И в этом году, буквально через несколько месяцев, будет сдан аэровокзал-пятимиллионник. Мощный логистический авиахаб мы формируем вместе с командой компании "Базэл".
Сахалинская область - островной регион, и надежное транспортное сообщение, выстраивание логистических цепочек имеют принципиальное значение для экономики. Вы сказали об авиационном хабе. А будет ли хаб морской?
Валерий Лимаренко: Логистика будет развиваться за счет близости авиационного хаба и Корсаковского порта.
На полях ПМЭФ подписываем инвестиционное соглашение с группой компаний "Дело" и "Росморпортом" о развитии Корсаковского порта. Мы уже закончили его проектирование, документы находятся в Главгосэкспертизе.
Планируем создать многофункциональный порт. На его территории разместятся рыбоперерабатывающие мощности, и за счет этого принципиально изменится логистика рыбной отрасли. Сырье будет доставляться на российский берег, перерабатываться и экспортироваться в страны АТР.
Намечено создание верфи в порту. Там будут строить суда из композитных материалов для рыбопромышленной и туристической сфер.
Собственно говоря, эти соглашения мы подписываем в интересах развития не только Сахалина, но всей Российской Федерации с прицелом на рынки АТР.
Что касается морского сообщения, буквально через месяц-два у нас появится новый паром. Через год - еще один. Это создает условия для увеличения грузоперевозок, тем более что мы наращиваем объемы жилищного, социального, промышленного строительства.
Кстати, в прошлом году у нас появилось два корабля, которые сейчас обслуживают Курильские острова. Налажено и авиационное, и морское сообщение с Курилами: два самолета в день улетают на Итуруп, два - на Кунашир и два судна практически через день уходят на острова. Это большое подспорье, и сегодня нет никаких трудностей с транспортной доступностью даже Курильских островов.
Раньше на Сахалине на крупных проектах трудились по большей части приезжие специалисты вахтовым методом. А как сейчас выстраиваете кадровую политику?
Валерий Лимаренко: На сахалинских проектах должны трудиться высококвалифицированные специалисты. В первую очередь из числа сахалинцев и курильчан, а также тех, кто захочет всерьез и надолго связать свою жизнь с дальневосточными островами. Вахтовый метод работы должен остаться в прошлом.
Мы будем готовить кадры в новом научно-образовательном центре "СахалинТех", который создаем на базе Сахалинского государственного университета.
Наш вуз вошел в федеральную программу по созданию в России сети кампусов мирового уровня. Уже получено положительное заключение государственной экспертизы по проектам научно-образовательного комплекса и студенческого городка на 1500 студентов. Стройка начнется в этом году. На форуме подписываем концессионное соглашение с Газпромбанком и Группой компаний "К1" по реализации этого проекта.
"СахалинТех" будет готовить востребованных специалистов для новой энергетики, экономики океана, нефтегазового и рыбохозяйственного комплексов. У выпускников будет возможность устроиться на работу в ведущие компании региона.
Трудовые ресурсы - очень важное дело, тем более что в ближайшей перспективе у нас будет 15-20 тысяч рабочих мест в высокотехнологичных отраслях. Чтобы закрыть потребность в специалистах, работают кадровые программы. Они помогают жителям области повысить квалификацию, переобучиться или получить новую специальность под конкретное рабочее место.
Например, реализуется проект "Зарабатываем вместе". Это инвестиции в карьеру. Человек получает индивидуальный план развития на рынке труда, новую компетенцию, стажировку и рабочее место.
Мы видим, какие кадры будут нужны в перспективе. На цифровом ресурсе "Навигатор карьеры" формируется база данных потенциальных трудовых ресурсов и рабочих мест, в том числе в рамках будущих инвестпроектов.
В рамках такой программ, как "Карьера. Дом. Семья", привлекаем работников переехать на Сахалин не только вакансиями, но и предоставлением рабочих мест членам их семей. Программа позволяет приезжим вступить в ряд социальных проектов по жилищному строительству, активно пользоваться всем спектром медицинских и образовательных услуг.
Достойная работа - это хорошо. Но для того чтобы люди чувствовали стабильность и желали оставаться в регионе надолго, а лучше навсегда, нужно еще и хорошим жильем их обеспечить…
Валерий Лимаренко: Действительно, чтобы удержать специалистов, необходимо решать квартирный вопрос. В Сахалинской области активно строится жилье. Сдаем рекордные объемы - по 500 тысяч квадратных метров в год, это более "квадрата" на человека. Таким образом, по этому показателю Сахалинская область - в первой десятке российских регионов.
Много разных программ - и ипотечные, и для молодых специалистов - создано для того, чтобы помочь людям приобрести жилье. Развиваем рынок арендного жилья. На форуме подписываем соглашение с ДОМ.РФ о строительстве 50 тысяч квадратных метров в рамках программы "Дальневосточная аренда" за федеральные средства. Прежде всего они предназначены для ребят, которые будут приезжать в регион в интересах развития медицины и образования Сахалинской области.
Сахалин и Курилы - очень притягательная территория для любителей активного отдыха. Даст ли ПМЭФ старт новым проектам в сфере туризма?
Валерий Лимаренко: Местом притяжения туристов является горнолыжный курорт "Горный воздух". Он находится прямо в Южно-Сахалинске, в пешей доступности от гостиниц, ресторанов.
Количество туристов здесь постоянно растет. В этом году его посетили более четверти миллиона человек. Годом ранее - 211 тысяч.
Там функционируют 19 трасс различного уровня сложности общей протяженностью 35 километров. К 2030 году планируем увеличить их протяженность в три раза - до 90 километров. Будем делать это вместе с компанией "Красная поляна", и на ПМЭФ подписываем с нею несколько соглашений. В частности, договариваемся о строительстве двух канатных дорог. Кроме того, вместе с Туризмом.РФ и "Красной поляной" планируем возвести на "Горном воздухе" гостиничные комплексы на тысячу номеров.
Еще один проект связан с круизным туризмом. Группа компаний "Дело" намерена приобрести современное судно повышенной комфортности и заняться организацией круизов на Монерон и острова Курильской гряды. Соглашение об этом также будет подписано на полях Петербургского международного экономического форума.