30.05.2023 21:23
Поделиться

Что ждет российский геймдев и поможет ли ему создание отечественного игрового движка

Уход крупнейших игровых производителей с российского рынка стал лишь первым этапом проблем для игровой отрасли в стране. Следующим этапом стало общее сокращение рынка и как следствие - его инвестиционной привлекательности. Третий уровень проблем - риски отказа от сотрудничества производителей софта, используемого при разработке игр.
Каждому студенту для обучения нужно более 15 лицензий на ПО.
Каждому студенту для обучения нужно более 15 лицензий на ПО. / Виктор Васенин

По итогам 2021 года объем официального рынка игр составлял 99 млрд руб. При этом с 2013 года рынок рос в среднем на 10% каждый год. Ситуация изменилась после введения санкций и ухода из России крупных иностранных паблишеров. Еще одним серьезным ударом стал уход из России заказов на частичную разработку игр, которые получали российские компании от международных издателей.

При успешном развитии событий рынок начнет восстанавливаться уже в перспективе двух-трех лет, считают в АНО "Цифровая экономика". Этому поможет развитие программ профильного образования в геймдеве и киберспорте, развитие российских платформ, в частности VK Play, и государственные инвестиции в производство контента.

На сегодняшний день ключевые для разработки игр движки Unity и Unreal не заявляли об уходе с российского рынка и продолжают оставаться доступными для разработчиков, говорит Александр Ильичев - директор по продукту "Мира кораблей". Тем не менее определенные риски сохраняются. Так, по словам Александра Михеева из VK Play, каждый дополнительный модуль для работы в таком движке - это по факту отдельный программный продукт со своими разработчиками, каждый из которых может иметь свои представления о возможности или невозможности сотрудничества. Кроме того, всегда зоной риска останутся облачные сервисы, которые, как показал опыт софта в других отраслях, всегда могут быть отключены одномоментно.

Для решения этой проблемы Минцифры и VK объявили о запуске разработки отечественного игрового движка. Бюджет проекта составит порядка 1 млрд рублей. Игровой движок Nau Engine. Над ним трудится компания с одноименным названием. Как рассказал глава разработки Александр Мясищев, движок будет создан по принципу открытого кода и доступен для разработчиков любой квалификации. Кроме этого, Nau Engine предоставит мощное ядро с удобным редактором, а также позволит создавать типовые проекты и готовые игровые системы, сделает интерфейсы простого подключения популярным сервисам. Движок поможет не только в процессе разработки, но и предоставит доступ к инструментам для интеграции с платформами и создания элементов метасистем - контентных обновлений, сезонов, сообществ и т.д.

"Движок - неотъемлемая часть всей игровой экосистемы. Главный принцип Nau Engine, разрабатываемого командой независимых профессионалов, - это путь от простого к сложному и низкий порог входа для всех желающих. Таким образом, создание игр становится доступно любому энтузиасту. Воплощая свои идеи, он сам выбирает, насколько глубоко погружаться в нюансы разработки , - говорит Мясищев.

По задумке, не знакомые с программированием люди будут брать за основу многочисленные шаблоны в удобном редакторе. Инди-разработчики среднего уровня смогут комбинировать будущую игру на уровне модулей, дописывая необходимый код. А эксперты получат возможность кастомизировать будущий проект в мельчайших деталях.

Появление российского движка действительно может стать благом для отрасли, отмечает Гаухар Алдиярова, руководитель московского офиса Lesta Games. Но сам по себе движок не решит большинство проблем, если не будет перестроена система обучения молодых разработчиков, полагает Олег Доброштан, независимый геймдев-эксперт. По его словам, сегодня практически все молодые разработчики учатся создавать игровые продукты при помощи иностранных инструментов. И замена их на альтернативы - это отдельная большая задача. Так, по данным VK и ИТМО, за 2022 год в ВУЗах появилось 97 новых программ по обучению разработчиков игр.

По оценкам Олега Доброштана, сегодня для обучения студентам необходимы лицензии на Unreal, Unity, Construct , Photoshop, Zbrush, Blender, Slack, Google Workspace, Asana или Jira, Всего 9-10 лицензий на одного студента. Совокупно же речь примерно о 18 тысячах лицензий каждый год, которые необходимо импортозаместить.

Не менее значимыми являются и проблемы с доступом к ПО, обеспечивающим внутрикомандное взаимодействие. На российском рынке есть компании, делающие ставку на работу из офиса, такие как Lesta Games, но все же большинство предпочитает гибридный или удаленный формат работы. Вынужденный отказ от Asana и Jira стал большим вызовом даже для индии-разработчиков, говорит Егор Сечинский, CEO Ninsar Games. Переход же больших команд и перестройка процессов в связи с этим становится серьезным вызовом, который откладывают до последнего, добавляет Иван Мороз из Lesta Games.