17.05.2023 22:00
    Поделиться

    Китай и страны Центральной Азии совместно продвигают инициативу "Один пояс и один путь"

    Более 2000 лет назад посланник китайской династии Хань отправился на запад с миссией мира и открыл сухопутный маршрут, соединяющий Восток и Запад. Протянувшись на тысячи миль и лет, древний Шелковый путь с его самым длинным отрезком, охватывающим Центральную Азию, олицетворял дух сотрудничества, взаимного обучения и взаимной выгоды.
    Взаимоотношения между Китаем и государствами ЦА достигли уровня стратегического партнерства.
    Взаимоотношения между Китаем и государствами ЦА достигли уровня стратегического партнерства. / Предоставлено Медиакорпорацией Китая

    В сентябре 2013 года, выступая в Назарбаев Университете в столице Казахстана Астане, председатель КНР Си Цзиньпин впервые предложил построить Экономический пояс Шелкового пути, который вместе с Морским Шелковым путем ХХI века позже превратился в инициативу "Один пояс и один путь". Его целью стало строительство торговой и инфраструктурной сети, соединяющей Азию с Европой, Африкой и другими регионами.

    С момента выдвижения инициативы "Один пояс и один путь" Китай и пять стран Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан - активизировали свое сотрудничество в целях более широкого регионального развития и добились ряда исторических достижений.

    Торговля растет

    Торговля Китая с пятью странами Центральной Азии за первые четыре месяца 2023 года выросла на 37,4 процента в годовом исчислении, сообщило Главное таможенное управление КНР. В 2022 году товарооборот Китая с пятью странами Центральной Азии составил 70,2 миллиарда долларов, что примерно в 100 раз больше, чем 30 лет назад, заявил министр торговли Китая Ван Вэньтао.

    По словам министра, в прошлом году Китай импортировал на 50 процентов больше сельскохозяйственной, энергетической и минеральной продукции из пяти стран Центральной Азии, а экспорт в них машиностроительной и электронной продукции увеличился на 42 процента. Он отметил, что к концу 2022 года объем прямых инвестиций Китая в эти страны достиг почти 15 миллиардов долларов.

    Для блага людей

    Благодаря ряду совместных проектов, реализованных в области добычи нефти, газа и горнодобывающей промышленности, переработки и производства, связи и цифровых технологий, жители этих стран получили ощутимую пользу.

    Например, в 2011 году правительство Таджикистана и китайская компания Tebian Electric Apparatus Stock Co., Ltd. (TBEA) подписали соглашение о строительстве Душанбинской ТЭЦ-2 - теплоэлектроцентрали общей установленной мощностью 400 мегаватт.

    Официально стартовавший в октябре 2012 года проект был направлен на решение проблемы нехватки электроэнергии в Таджикистане в зимний период и корректировку национальной структуры энергоснабжения. Построенная в 2016 году ТЭЦ-2 вернула жителям Душанбе центральное отопление после 15-летнего перерыва.

    Другим примером является первый транснациональный газопровод Китай - Центральная Азия, по которому, по данным PipeChina West Pipeline Company, в прошлом году было поставлено в Китай 43,2 миллиарда кубометров природного газа. А всего с начала эксплуатации в 2009 году до конца 2022 года по нему поставили в Китай в общей сложности 423,2 миллиарда кубометров газа. Сейчас по трубопроводу транспортируется около 100 миллионов кубометров природного газа в сутки.

    Вышли на мировой рынок

    Инициатива "Один пояс и один путь" эффективно способствовала не только взаимосвязи между странами, расположенными вдоль маршрута, но и региональному экономическому развитию в целом, особенно в Центральной Азии, не имеющей выхода к морю.

    Во время государственного визита Си Цзиньпина в Узбекистан в сентябре прошлого года Китай, Кыргызстан и Узбекистан подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству на кыргызском участке железной дороги Китай - Кыргызстан- Узбекистан, добившись существенного прогресса в строительстве транспортного коридора на Евразийском континенте.

    Страны Центральной Азии играют ключевую роль в инициативе "Один пояс и один путь"

    Грузовые поезда маршрута Китай - Европа через Китайско-Казахстанский международный приграничный центр сотрудничества Хоргос и Китайско-Казахстанская международная логистическая база в порту Ляньюньган провинции Цзянсу на востоке Китая помогли странам Центральной Азии открыть двери к мировым рынкам. Расширение взаимосвязанности побудило многие китайские компании активно инвестировать в регион. В марте 2023 года база материально-технического снабжения в Ляньюньгане зафиксировала более 5000 рейсов грузовых поездов, прошедших по маршруту Китай - Европа с начала ее эксплуатации. Всего поезда перевезли более 440 тысяч двадцатифутовых контейнеров с товарами.

    "Страны Центральной Азии играют ключевую роль в инициативе "Один пояс и один путь", а ее успех во многом зависит от сотрудничества с ними", - заявил недавно в интервью CGTN директор департамента изучения развивающихся стран Института международных исследований Китая (China Institute of International Studies, CIIS) Ван Юймин.

    "Страны Центральной Азии очень позитивно относятся к инициативе "Один пояс и один путь", поскольку она не только способствует экономическому развитию региона, но и улучшает условия жизни населения, обеспечивает лучшую инфраструктуру и больше возможностей для трудоустройства, - отметил Ван. - Китай будет и дальше укреплять качественное сотрудничество сторон в рамках инициативы "Один пояс и один путь".

    18 и 19 мая в Сиане, провинции Шэньси на северо-западе Китая, - городе, который известен как отправная точка древнего Шелкового пути во времена китайской династии Тан (618-907 гг.) - проходит масштабный саммит "Китай - Центральная Азия".

    Поделиться