19.03.2023 13:40
    Поделиться

    Зал забит под завязку: Как проходит фестиваль анимации в Суздале

    Дорога до Суздаля, где проходил российский фестиваль анимации, была тернистой. Вместо сорока минут она заняла два часа из-за аварии на двухполосном шоссе, его не обещают расширить даже к следующему году, когда будет отмечаться 1000-летие Суздаля. Потом через снежную хлябь - к Главному туристическому комплексу (ГТК), где базировался фестиваль.
    Юрий Норштейн вручил приз режиссеру Анне Климановой, высоко оценив ее фильм "Прощайте, люди".
    Юрий Норштейн вручил приз режиссеру Анне Климановой, высоко оценив ее фильм "Прощайте, люди". / Предоставлено автором текста

    Однако поднимавшиеся в гору мне навстречу люди были жизнерадостны и смешливы. "С фестиваля? - спросила я группу, где преобладали девушки с синими волосами?" - "Да!" - засмеялись они.

    И что таким хлябь и лужи по щиколотку. Как говорил один знакомый литератор примерно по такому же поводу: "Плохо не поживешь - хорошо не напишешь".

    Чем ближе к ГТК, тем больше синих, зеленых и красных волос. Я было подумала, что это вроде дресс-кода для участников и гостей фестиваля, но пускали всех. И в целом более гостеприимного и дружелюбного места в эти дни в Суздале, скорей всего, не было. "Извините, - перекрываю дорогу девушке с бейджем "Организатор". Ниже на бейдже написано загадочное - "ФОФА". Быстро выяснилось, что это не аббревиатура некой, например, федерации, а имя девушки. Фофа проворно познакомила меня с одним из важных людей на фестивале - Сергеем Серегиным. Около тридцати лет назад вместе с Александром Татарским и Александром Герасимовым, нынешним директором фестиваля, он начинал этот смотр. Сейчас также член оргкомитета.

    Фото: Татьяна Филиппова

    - Наш фестиваль - это авторская, клубная анимация, - говорит Серегин. - Потом люди, которые здесь себя проявили, приходят в коммерческую анимацию. Денис Чернов, один из режиссеров коммерчески успешных "Смешариков", заявил о себе в Суздале. Олег Ужинов до "Маши и медведя" занимался авторской анимацией. Наташа Березовая, сейчас сидит тут в жюри коммерческого кино, начинала вместе с Александром Татарским над "Горой самоцветов" работать, потом выстрелила здесь же с авторским мультом "Поросенок", переросшим в успешный мультсериал.

    - Можно наивный вопрос: что такое коммерческая анимация в российских реалиях?

    - Это индустрия, и она не рассчитана на то, чтобы просто показать кино, тут на кино, конечно, никто не зарабатывает. Цель - сделать бренд узнаваемым, чтобы он продавался в виде игрушек, книжек, футболок. И это развивается, поскольку приносит доход.

    - А где посмотреть авторскую анимацию, кроме суздальского фестиваля?

    - На YouTube, пока его не закрыли. Есть попытки делать сборники и показывать их в кинотеатрах, но, кажется, им это не особо выгодно, надо зарплату сотрудникам платить, а на авторский сборник придет от силы ползала.

    В большом зале ГТК как раз подходило время конкурсных показов авторской анимации. Люди заходили, оставляли на креслах свои вещи и снова выходили. Это были наиболее предусмотрительные зрители, потому что когда пробил час и на сцену вышли режиссеры, чьи работы предстояло смотреть, зал вместимостью 600 человек оказался забит под завязку. Татьяна Ильина, ее фильм "Без земли" участвовал в конкурсе, рассказала, что короткометражка появилась, так как не хватило денег на полнометражное кино. Но больше говорила о зрителях фестиваля, общий портрет которых ей очень нравится. Было трудно не согласиться: зрители все шли и шли, тесно занимая ступеньки в проходах. Я видела подобное только на Московском международном кинофестивале в его хорошие времена. В лобби ГТК шла параллельная трансляция показов, но и там все места были заняты.

    Еще один вариант показов прозвучал на самопрезентации Школы дизайна Высшей школы экономики, что готовит, в том числе, специалистов авторской анимации: силами преподавателей Школы на разных площадках Москвы проходят марафоны анимации. "Хочу, чтобы про анимацию все знали", - говорит преподаватель и мультипликатор Полина Кампиони.

    Игорь Ковалев, режиссер незабвенных "Следствие ведут Колобки", креативный продюсер "Союзмультфильма" и преподаватель вышкинской Школы на вопрос, не много ли вдруг стало в России школ анимации, ответил вопросом: "Вы знаете, сколько их в США?" Я не знала. "При университетах и колледжах, уж не говоря про киностудии", - сказал Ковалев. Вывод понятен: чем больше специалистов, тем выше конкуренция и качество продукции. Ковалев около пятнадцати лет преподавал и работал в Калифорнии. В России, по его словам, школы стали появляться в связи с большим спросом на аниматоров, они стали востребованы в сериалах, компьютерных играх, рекламе. "Было время, когда ни у кого денег не было, а сейчас студии охотятся за аниматорами. Всем они стали нужны", - подтверждает Сергей Серегин.

    Все сейчас любят говорить о самодостаточности, но главные слова - саморазвитие и самоотречение

    Может, это и есть охотники - те серьезные люди, что разбавляют жизнерадостную, по большей части молодежную фестивальную тусовку и сидят на питчинге?

    Жмурясь на солнце, щедро бившее в окна лобби, я не сразу заметила заезжавшего в книжные ряды с тележкой Юрия Норштейна. Очнулась, когда он сгрузил несколько коробок и стал выезжать обратно: "Юрий Борисович, я помогу, это невозможно, чтобы вы - и с тележкой". - "Вы читали Вазари?" - спросил Норштейн, не прерывая путь. Пришлось и тут сознаться - не читала. "Вазари пишет, что когда Микеланджело начал расписывать потолок Ватикана, он замкнулся в капелле, выгнав всех помощников, даже краски сам тер. Благодаря его трудолюбию мы видим сейчас воплощение". - "Все равно это неправильно". - "Нет, правильно. На самом деле я могу сказать совершенно спокойно - это страна мне должна, я ей ничего не должен. Но когда у нас дворник не убирает лестницу, я беру лопату и начинаю ее чистить, иначе она превращается в горку. Я должен это сделать, и я делаю. Мне надо продать свои книги, и я толкаю тележку".

    - На показы не ходите?

    - Если все продам, то пойду смотреть. Но боюсь, ожидаемого не увижу. Есть несколько имен, которые очень талантливы, но в этот раз их нет, к сожалению. Нет Натальи Чернышевой, она заявилась здесь с фильмом "Снежинка", это изумительный фильм, нет Антона Дьякова, изумительный рисовальщик, очень талантливый. Но никто не знает, как дальше сложится их судьба, насколько они способны к саморазвитию. Все говорят о самодостаточности, но главные слова - саморазвитие и самоотречение.

    Не успел Норштейн распаковать коробки и выложить книги, как к нему выстроилась очередь. Лучший даже в обыденном. Другие продавцы загрустили. "Он на такси сюда приехал, сам коробки выгружал, - покивал Игорь Ковалев. - И лыжи прихватил. Каждое утро бегает вокруг отеля. Мой учитель".

    Между тем

    В воскресенье Открытый российский фестиваль анимационного кино подвел итоги и назвал лауреатов. Гран-при фестиваля достался режиссеру фильма "Светлые души" Анастасии Жакулиной.

    Юрий Норштейн вручил Приз имени Александра Татарского режиссеру Анне Климановой, сказав немало добрых слов и высоко оценив ее фильм "Прощайте, люди".

    Поделиться