В Вольном экономическом обществе (ВЭО) России, одним из базовых направлений деятельности которого является экономическое просвещение и образование, вчера прошли Абалкинские чтения, где развернулась широкая дискуссия о том, каким быть нашему экономическому образованию в новой экономической реальности. Об этом мы говорим с президентом ВЭО России, членом-корреспондентом РАН, профессором Сергеем Бодруновым.
Сергей Дмитриевич, экономика России интенсивно обновляется. Означает ли это, что и экономическая наука и образование должны обновляться?
Сергей Бодрунов: Сегодня меняется все: экономические отношения, мировая валютная система, геополитика. Глобализация в кризисе, проблема суверенитета, причем не только политического, но и - едва ли не в первую очередь - экономического встает в полный рост. Россия оказалась в качественно новой международной ситуации, в стране началась глубокая перестройка экономики. Мы наконец-то уходим от рыночного фундаментализма, господствовавшего на протяжении десятилетий. Мы уходим от мифов постиндустриализма, от беспочвенных надежд, что "Запад нам поможет". Все эти иллюзии дорого обошлись нашей экономике и обществу. Мы постепенно осознаем, что мир изменился, и начинаем изменять нашу экономическую политику, нашу жизнь.
Между тем экономическая теория и образование остаются в основе своей такими же, как и в кризисные 1990-е годы. Базой и экономической теории, и экономического образования остается неоклассическая теория, микро- и макроэкономика с добавлением в ряде случаев нового институционализма. В основе этих теорий лежит представление о том, что экономика - это рынок, что человек - рациональный эгоист, высшая ценность для которого - деньги, а труд для него - обременение. И только в качестве исключения признается, что человек в долгосрочном периоде может максимизировать не частное, а общественное благо. Эта теория хорошо работает на решение таких задач, как увеличение продаж, рост прибыли, на создание для этого подходящих макроэкономических результатов и т.п. Спору нет, это важные задачи для любого рыночного агента. Но экономика XXI века - это далеко не только рынок. И экономистам надо думать не только о прибыли и стоимостных показателях.
А о чем же еще могут думать экономисты?
Сергей Бодрунов: Экономисты не только могут, но и должны думать о человеке. Причем не только о человеке экономическом, но - о человеке культурном. Я не случайно сделал акцент на глобальных трансформациях в технологиях, экономике и обществе. Перед любой национальной экономической системой сегодня стоят прежде всего проблемы целей и ценностей развития. Перед российской экономикой они стоят с особой остротой, ведь наше общество всегда отличала постановка в центр внимания вопросов культурного развития человека, его нравственных ценностей, включая ценности солидарности, творческого саморазвития, прогресса. Без этого нет консолидации общества, без этого не может быть ни суверенитета, ни целостности национального экономического и политического организма.
Более того, подчеркну: без этого сейчас уже нет и настоящей устойчивой экономической эффективности, поскольку главный фактор развития современной экономики - это не деньги, а знания, творческий потенциал человека. Нам нужна экономика, основанная на знаниеемком производстве, подчиненная целям прогресса человеческих качеств, и только так мы сможем обеспечить столь необходимый нам технологический суверенитет, реализацию целей развития, специфических для нашей российской самобытной цивилизации. Россия может - и должна - стать лидером перехода человечества к новому индустриальному обществу второго поколения, в материальной основе которого лежат технологии уже активно вступающего в свои права шестого технологического уклада, при этом - к обществу, существенно более социально ориентированному, главной ценностью которого станет развитие человека. И мы можем - и должны - идти к миру, в котором экономические цели, ценности достижения выгоды будут постепенно уступать место ценностям культуры и человеческого развития.
Новые цели экономики - новая экономическая наука?
Сергей Бодрунов: И да, и нет. Нет - потому, что качественные изменения в науке и образовании происходят постепенно; эти пространства человеческой культуры по природе своей инерционны. Мы живем и в ближайшее время будем жить в пространстве рыночной экономики, и потому нам надо будет использовать достижения неоклассической экономической теории. Следовательно, надо будет преподавать микро- и макроэкономику.
Да - потому что в современном, стремительно меняющемся мире одной неоклассики недостаточно. Для понимания глобальных сдвигов нужна теория, изучающая фундаментальные законы социально-экономического развития, объясняющая качественные изменения в технологиях, общественном устройстве, социальной структуре общества, целях развития.
Нужна теория, которая не замыкается в узком пространстве функциональных связей рынка. Такой потенциал содержит современная гетеродоксальная экономическая теория.
Что конкретно имеется в виду?
Сергей Бодрунов: Поясню. Классический институционализм в лице его крупнейших представителей, таких как Джон Гэлбрейт, объяснил многие взаимосвязи технологий и экономики, показал необходимость развития государственного регулирования, конвергенции преимуществ рыночного и планового хозяйства. Современные представители этого течения пошли значительно дальше. В частности, Джеймс Гэлбрейт, продолжая традицию своего отца, раскрыл механизмы обеспечения оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости, чему посвящен, в частности, прочитанный нами совместно в ряде университетов специальной курс.
Большой потенциал несет в себе и современная политическая экономия, вырастающая из наследия классиков - Адама Смита, Давида Рикардо, Карла Маркса. Эта наука показала закономерности исторической смены экономических систем, объективные, лежащие в развитии материального производства, основания для перехода в XXI веке к новым общественным отношениям, дополняющим рынок и капитал. Это важно, поскольку для эффективного развития современной экономике недостаточно механизма свободной конкуренции и приоритета прибыли, и именно политическая экономия показывает объективную необходимость реализации особой функции государства - как экономического фактора, важность для развития современной экономики общественного сектора, социальных трансфертов: государственных пенсий, бесплатного образования, здравоохранения. И главное: она высвечивает значимость неденежных, общественных целей и ценностей. В противовес так называемому современному мейнстриму в экономической теории.
Для России - страны, где духовные ценности дополняют материальные и в определенной степени доминируют над ними, эти подходы должны быть особо актуальны...
Сергей Бодрунов: Да, конечно. Хотя и не только для России. В Китае, например, политическая экономия является одним из базовых предметов для студентов. Я не отрицаю необходимость погружать студентов-экономистов в различные теоретические платформы. Но для нашей страны дополнение курсов, основанных на неоклассике, фундаментальными курсами экономической теории является жизненно важным. Такие курсы читаются в России, хотя пока скорее как исключение. К примеру, в Финансовом университете при Правительстве РФ в курс экономической теории включен в раздел, содержащий изложение фундаментальных политэкономических знаний. Ученые МГУ написали отличный учебник "Классическая политическая экономия", получивший премию "Экономическая книга года" и выдержавший уже четыре издания.
Но в целом в стране ситуация с фундаментальным экономическим образованием остается неблагоприятной. Мы в Вольном экономическом обществе России работаем непосредственно с сотнями экономических кафедр наших университетов и знаем обстановку не понаслышке. Студенты учатся по учебникам микро- и макроэкономики, написанным в США. Порой - многие годы, если не десятилетия назад. Или, в лучшем случае, по отечественным учебникам, по большому счету повторяющим американские рецепты. Исключения есть, но это именно исключения. Курсы, отражающие специфику российской экономики, или отсутствуют вообще, или занимают в разы меньше часов.
Где же выход? Ведь наука интернациональна: не может быть "русской физики", качественно отличной от "американской физики"?
Сергей Бодрунов: Русской или американской физики быть не может. Но развитие физической науки шло и идет не одновременно во всех странах, и в России был и остается потенциал, чтобы в области фундаментальных наук, в том числе в сфере экономической науки, работать на опережение. Это раз.
Два: мировая экономическая наука - это не только микро- и макроэкономика. Различные ветви гетеродоксальной экономической теории активно развиваются в мире: и в тех же США, и в Европе, и в Азии, причем особенно интенсивно в Китае, а это вторая (а во многом и первая) экономика мира. Три: для раскрытия потенциала российской экономики гетеродоксальная экономическая теория, в частности, классический институционализм и политическая экономия, сегодня необходимы как никогда. Наша страна переживает фундаментальные изменения. Начатый у нас поворот от рыночного фундаментализма к человеку, к повышению уровня социализации общества и построению социально ориентированного государства, к приоритету традиционных ценностей, если хотите - от дикости расчеловечивания к гуманизму, просто невозможен без глубокого обновления экономической теории и экономического образования - именно с привлечением такой теоретической базы.
А есть конкретные предложения?
Сергей Бодрунов: Такая работа идет. Необходимость обновления экономического образования активно в последние месяцы обсуждается в Вольном экономическом обществе России, в МГУ, в других научно-образовательных центрах. Назрела необходимость общенациональной дискуссии, в центре которой должны стоять вопросы дополнения преподавания микро- и макроэкономики курсами, по моему пониманию, двух типов: во-первых, рассматривающих фундаментальные проблемы социально-экономического развития, с выходом на исследование проблем развития общецивилизационного, и, во-вторых, раскрывающих специфику российской экономики и отражение в ней наших ценностных установок. Чем раньше и активнее мы начнем решать эти задачи, тем скорее мы создадим научно-образовательную базу для подготовки экономистов нового типа - способных думать не только о деньгах, но и об интересах страны и человека.