Работодатели обязаны оплатить проезд вахтовых сотрудников от места нахождения компании или пункта сбора до места выполнения работ и обратно. А также могут компенсировать сотрудникам расходы на оплату проезда от места жительства до места нахождения компании или точки сбора.
Многие работодатели и раньше брали на себя расходы по проезду до места работы вахтовых сотрудников. Но отказ компании брать на себя эти расходы создавал для работников сложности. А привлечь нанимателя к ответственности за это было сложно. Само законодательство в этой сфере было устаревшим и запутанным. К примеру, обязанность работодателя оплатить работнику все расходы, связанные с проездом от места проживания до вахтового поселка, а по окончанию вахты - обратно была закреплена в Основных положениях о вахтовом методе организации работ (утверждены в СССР еще в 1987 году). Но в 1999 году норма была частично отменена решением Верховного суда РФ.
Норма выгодна и сотрудникам, и работодателям, уточняет проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. В первую очередь, она защищает права вахтовиков. Случаи, когда работодатель не компенсирует или организует проезд до места работы, практически не происходят, а случаи отказа в компенсации обратной дороги встречаются, рассказывает он. Работодателям, в свою очередь, будет проще взаимодействовать с налоговой, так как из-за отсутствия этой компенсации в ТК РФ возникали вопросы, к каким расходам относить траты на проезд.
На работодателя возложена обязанность оплатить вахтовому работнику дни нахождения в пути до места выполнения работы и обратно, напоминает Татьяна Голубева, старший преподаватель кафедры предпринимательского, трудового и корпоративного права Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС. А также дни задержки в пути по метеоусловиям или по вине транспортных организаций.
Работодатель может сам организовать доставку сотрудников к месту работы или компенсировать им проезд. Компании выбирают компенсации, если вахтовик может добраться общественным транспортом, отмечает Сафонов. Организация перевозок выходит дороже. Но чаще всего у работодателей нет выбора, со многими вахтовыми поселками нет прямого сообщения, компаниям приходится заниматься организацией перевозки сотрудников самостоятельно: нанимать транспортные компании, организовывать чартерные самолеты и вертолетные перевозки.