"Вопрос создания отечественного индикатора, который отражал бы нефтяные спрос и предложение на российские поставки, может быть решён в этом году", - сказал Шульгинов.
Необходимость создания собственного бенчмарка обострилась после введения потолка цен на российскую нефть 5 декабря 2022 года (60 долларов за баррель) и на нефтепродукты из нашей страны с 5 февраля этого года (темные - 45 долларов, светлые - 100 долларов за баррель) со стороны стран G-7, ЕС и Австралии.
Цена нефти нашей марки Urals относительно североморского эталонного сорта Brent снизились еще весной прошлого года. Дисконт доходил до 35 долларов за баррель (ранее 2-3 доллара), но со временем стал сокращаться. После 5 декабря скидка на нашу нефть опять выросла до 35-40 долларов за баррель.
Долларовые котировки Urals, ранее основного сорта, поставляемого в Европу, используются в расчете выплат компаниями в бюджет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход (НДД) и экспортной пошлины. Цена Urals ранее определялась стоимостью нашей нефти с учетом транспортных расходов, пошлин и страховки в европейских портах Роттердам и Аугуста, хотя российская нефть туда официально не поставляется с 5 декабря. Фактически, брались цены на нефть в наших портах отправки и к ним приплюсовывались несуществующие расходы по доставке, которые в реальности были значительно выше.
В сложившейся ситуации нефтяники платили меньше налогов, которые в нашей стране составляют по разным подсчетам от 65 до 80% в стоимости нашей нефти. В результате, уменьшение налогового бремени за счет занижения цены Urals для компаний оказывалось иногда выгоднее мер по сокращению дисконта, а бюджету страны нужно увеличение поступлений из отрасли.
С апреля 2023 года налоги для нефтяных компаний будет увеличиваться вне зависимости от размера реальной цены продажи нашей нефти на мировом рынке. Если скидка на российскую нефть Urals к североморскому сорту Brent будет в апреле превышать 34 доллара за баррель, то для расчета налогов российской нефти будет использоваться средняя цена Brent минус 34 доллара за баррель. Для мая такой ценой станет стоимость Brent минус 31 доллар за баррель, для июня - Brent минус 28 долларов за баррель, а для июля - Brent минус 25 долларов за баррель.
Но это также временная мера. К тому же она не освобождает нашу нефть от привязки к иностранному сорту нефти и его котировкам в долларах. Действовать она будет пока временно, до августа этого года.
Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт Аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, России нужны собственная система ценовой статистики. Нужны свои центры или агентства, занимающиеся мониторингом торговых сделок с энергоресурсами и рассчитывающих соответствующие индексы. Если этого не сделать, то налогооблагаемая база будет все дальше уходить от реальности и страдать от этого будет, в первую очередь, госбюджет. Конечно, создание собственных бенчмарков и прочих ценовых ориентиров - дело не одного месяца и даже не одного года. Но заниматься этим необходимо. Шаги на этом пути предпринимаются уже достаточно давно, но теперь их надо значительно ускорить, считает эксперт.