С этой скромной комнаткой с номером "413" на двери связана вся творческая биография народной артистки - когда более полувека назад она только пришла в "Ленком", ее сразу определили сюда. В то время, правда, эту гримерную делили еще две актрисы, но последние десятилетия Инна Михайловна готовилась в ней к выходу на сцену одна. Обстановка сдержанная, но живая: словно хозяйка вышла ненадолго и скоро вернется.
- Мы ничего не привносили в это пространство, все, что здесь было, осталось на своих местах, - объясняет это ощущение Марк Варшавер. - Об этом, кстати, просил и муж Инны Чуриковой Глеб Панфилов. Единственное, что мы добавили, - портрет актрисы в ее знаменитой роли королевы Елизаветы.
Гримерный столик, шкаф, небольшой диванчик для отдыха и много-много памятных мелочей - к подаркам от зрителей, даже самым скромным, актриса относилась чрезвычайно тепло и внимательно, рассказывают в театре. В витрине - самые разные фигурки и картинки, мягкие игрушки, вязаные салфеточки…
- Гримерка Инны Чуриковой - это, конечно, ее личное пространство, куда она не пускала посторонних, где копила силы и откуда каждый раз совершала бросок к зрителю, - рассказывает актер "Ленкома" Иван Агапов. - Вы не увидите здесь пафоса, золота и парчи, но сразу увидите подарки от зрителей - никогда она не могла себе позволить выбросить даже какой-то пустячок, считая и его движением человеческой души. Вообще Инне Михайловне на сцене, в кадре, было уютнее, чем в жизни - там она вся светилась, а актеры, которые находились рядом с ней, невообразимым образом начинали лучше играть. Иначе было невозможно.
Отдельная история - фотографии. Прямо над зеркалами - совместный кадр с Николаем Караченцовым из спектакля "Тиль", ставшего дебютом Чуриковой на ленкомовской сцене. Но Караченцов был для нее не только партнером, а еще и лучшим другом, уход которого она переживала невероятно тяжело. По этому признаку - родства душ - актриса окружила себя и остальными снимками: вот молодой Захаров, называвший ее исключительно "Государыня-рыбка"; вот Тарковский, у которого в "Гамлете" она играла Офелию; рядом, конечно, совместные фото с любимым мужем, режиссером Глебом Панфиловым. Были у звезды и свои кумиры - на стенах можно увидеть портреты итальянской актрисы Анны Маньяни, которую Чурикова очень ценила, Одри Хепберн, Марлен Дитрих.
А какой была она сама перед выходом на сцену? С Инной Чуриковой 25 лет проработала костюмер Ирина Андреева, вот что вспоминает она:
- С Инной Михайловной, конечно, было нелегко. Она сама творила с полной отдачей и требовала того же от остальных. Любила, чтобы все было идеально. Перед спектаклем я заваривала чай, мы с ней доставали текст и повторяли реплики: она свои, а я читала за всех остальных.
Среди портретов в гримерной есть пара фотографий и самой Инны Чуриковой. Вот этот, в шляпке ("ей удивительным образом шли абсолютно все головные уборы", - рассказывает костюмер), актриса тоже повесила неспроста - она любила рассказывать историю этой фотографии: в фотоателье добиралась через всю Москву, с несколькими пересадками, а попав в конце еще и в жуткий ливень, ужасно расстроилась, даже позировать не хотела. А в итоге получился один из самых знаменитых портретов Чуриковой, который она и сама полюбила.
Что тут скажешь - звезда.
Попасть в гримерную Инны Чуриковой можно в рамках экскурсионного проекта "Легенды Ленкома". Он рассказывает о главных людях в жизни знаменитого театра - это Захаров, Абдулов, Караченцов и многие другие. Теперь отдельная прогулка по закулисью будет посвящена и Инне Чуриковой. Следить за анонсами экскурсий можно на сайте "Ленкома".