Анна Марковна, как родилась идея столь масштабного проекта и его названия?
Анна Гор: Каждая большая культурная институция (музей в том числе) должна иметь одно или несколько событий, которые периодически повторяются и по которым их узнают. Как, например, вы слышите: "Декабрьские вечера"...
И восклицаем: "Ах, Пушкинский музей!"
Анна Гор: Совершенно верно. Десять лет назад мы придумали собственное ежегодное событие - Фестиваль текстов об искусстве "Вазари". Почему именно фестиваль текстов? Почему, например, не биеннале современного искусства в "Арсенале"? Биеннале современного искусства не делает только ленивый, нам же важно было создать то, чего никто здесь еще не делал.
У нас в городе нет искусствоведческой школы, нет развитой искусствоведческой базы и практически не учат специалистов этого профиля. Поэтому мы придумали фестиваль текстов об искусстве.
Основатель искусствознания - Джорджо Вазари, вот мы и назвали фестиваль "Вазари".
Поскольку это фестиваль текстов, то мы постоянно возвращаемся к текстам Вазари. И в какой-то момент я осознала, что три главных термина, которыми мы пользуемся до сих пор, - Готика, Возрождение и Маньеризм, - изобретение Вазари. Эти три термина именно у него получили определение и объяснение. И потому весь цикл выставок имеет общий подзаголовок "Названо Вазари".
Экспозиция "Возрождения" совмещает в едином пространстве экспонаты Пушкинского музея эпохи Ренессанса и работы современных художников. Я не могу назвать себя большой поклонницей современного искусства, но в момент посещения у меня не только не возникло диссонанса восприятия, а даже появилась мысль: "Да, конечно, так и должно быть". Насколько близки к действительности мои ощущения и предположения? Как широко распространена практика совмещения классического и современного? Как часто проходят подобные выставки?
Дарья Колпашникова: Это не самая распространенная практика, в России таких выставок очень мало. С одной стороны, я надеюсь, что этот интересный подход может быть подхвачен коллегами. С другой - абсолютно точно - это далеко не универсальный инструмент, позволяющий рассказывать об эпохе. Если подобных выставок будет много, то они превратятся в слишком общее место, и зрители от них быстро устанут. Именно точечное применение современного искусства как собеседника позволяет полнее, глубже и осмысленнее подойти к классическим памятникам.
Анна Гор: Мы полагаем, что границы между современным и классическим искусством не существует. Она лишь в головах. Искусство - единый поток, поэтому считать разным "старое" и "новое" искусство, наверное, неправильно. Есть мнение, которого придерживаются многие искусствоведы, что эпоха Возрождения, дав старт Новому времени, в некотором смысле продолжается до сих пор.
По какому критерию отбирали произведения современных художников для того самого "точечного применения"?
Дарья Колпашникова: Сначала мы определили разделы выставки. В них отразились и идеи эпохи, изменившие мир, и круг вопросов, которые были заданы ренессансными гуманистами, а затем волновали людей на протяжении веков и по-прежнему актуальны. Под эти разделы в ходе глубокого погружения в коллекцию Пушкинского музея мы отобрали в экспозицию подлинные произведения эпохи Ренессанса.
А параллельно много работали с современными художниками: посещали выставки, галереи, мастерские. Какие-то вещи просто оставались в подкорке. Возникло понимание, что, не имея еще какой-то конкретной вещи из коллекции, мы бы уже хотели включить в нарратив работу того или иного художника. Мастера, взаимодействующего с темой гармонии, классической красоты, с ренессансными образами. Мы исходили из задачи диалога с эпохой Возрождения.
Поясните на конкретных примерах, что значит "диалог с эпохой"?
Дарья Колпашникова: Например, выставка открывается разделом "Образ и Герой", где мы говорим со зрителем про репрезентацию человека, про истории, окружавшие исторических и вымышленных персонажей, про людей, имена которых не сохранились для последующих эпох, но есть их портреты.
В этом разделе мы разместили работу Юлдус Бахтиозиной "Во все уши к титановой лжи", потому что она визуально рифмуется с портретной традицией Северного Возрождения, отсылая к образам Иеронима Босха. Здесь же представлена работа Натальи Стручковой "Кровь", в которой для нас значима не только явная рифма, но и важнейший для эпохи Ренессанса красный цвет, о символике которого написаны отдельные тома.
Отмечу, что мы включили в экспозицию работы тех современных мастеров, которые не репродуцируют образы Возрождения, а продолжают их жизнь. Работы авторов, вдохновленных теми же темами, что и художники эпохи Возрождения, использующих те же приемы, но на более высоком технологичном уровне.
На выставке нет современных работ-реплик - точных копий, в которых нет ни самостоятельной мысли, ни внутренней свободы, ни соотнесения автора с людьми эпохи Возрождения.
Последний раздел выставки включает в себя произведения искусства, не соотносимые ни с эпохой Ренессанса, ни с творчеством современных художников. По сути это реплики, подделки позапрошлого века.
Дарья Колпашникова: Этот раздел появился по ходу работы в фондах Пушкинского музея и взаимодействия с коллегами - хранителями музея. В какой-то момент мы поняли, что множество вещей, еще сто лет назад (когда музей был совсем юным) считавшихся ренессансными подлинниками, в результате исследовательской работы поколений хранителей были переатрибутированы. Сменилось понимание времени их создания, авторства и других фактов, обычно входящих в каталожные книги. Ценные произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, долгое время имевшие статус ренессансных шедевров, оказались "всего лишь XIX век". Но для нас сегодняшних это не "всего лишь", а свидетельство живого интереса людей позапрошлого века к эпохе Возрождения, их желания присвоить себе хотя бы ее часть, их способ диалога с Ренессансом. К тому же эти вещи сделаны с большим мастерством и исследовательским азартом. Все это показалось нам ужасно любопытным! Коллеги-хранители поддержали нашу идею о включении подобного рода произведений в экспозицию и помогли найти интересные примеры антикварной традиции XIX века.
Есть ли в "Названо Вазари. Возрождение" особенный интерес для нижегородского зрителя?
Анна Гор: Думаю, да. В коллекции Нижегородского художественного музея ренессансных работ мало, в основном это произведения северного Возрождения, единичные вещи. Конечно, у нас есть кремль - можно сказать, "ренессансный объект"...
И вот мы, наверное, впервые предприняли попытку рассказать не об одном конкретном сюжете или обо всем, что было в эпоху Возрождения, а ввести зрителя в контекст Ренессанса.
Сможет ли что-нибудь понять в этом контексте человек, не имеющий специального образования, нужных знаний и представлений об эпохе? Что необходимо сделать для понимания?
Дарья Колпашникова: Нам было принципиально важно сделать выставку открытой для каждого. Конечно, человек, написавший докторскую диссертацию о Возрождении, найдет и о чем поспорить с нами, и точки соприкосновения. И он обратит внимание не на то, что бросится в глаза пятилетнему ребенку, который придет в музей с бабушкой. Но у каждого посетителя возникнет свой отклик и понимание.
Даже если человек не очень хорошо знает политическую историю Флоренции XV века, выставка все равно станет для него интересным собеседником и проводником в эпоху Возрождения. Ведь многие ее идеи и ценности до сих пор актуальны.
А для тех, кто захочет глубже погрузиться в проблематику, есть бесплатный аудиогид. Можно на входе считать куаркод и услышать наши комментарии, чтобы понять немного больше.
Анна Гор: Каждую выставку мы адресуем людям разного возраста, образовательного ценза, оптики восприятия. Если придут школьники и просто захотят внимательно слушать, мы найдем слова (ключи, отмычки), которые пробудят их интерес. Никаких специальных знаний, чтобы получить интеллектуальное удовольствие от выставки, не нужно. Достаточно иметь настрой на восприятие и уметь задать вопросы. А мы поможем.