Борис Грызлов: Почему зашли в тупик все инициативы по мирному урегулированию украинского кризиса

Цели специальной военной операции были изначально разъяснены максимально точно, внятно и открыто: защита населения Донбасса, демилитаризация и денацификация Украины, а затем - предание суду тех, кто в течение многих лет совершал военные преступления против мирных жителей. За прошедший год ни задачи СВО, ни принципы ее проведения не претерпели изменений. Не в российской политической традиции при первом дуновении ветра юлить, менять тщательно выверенную внешнеполитическую позицию и "переобуваться на ходу". Тот факт, что решение президента было предельно взвешенным, ответственным и откровенно непростым, напрямую следует из его обращения, опубликованного 24 февраля 2022 года. Выступление главы государства встретило не просто понимание, а искреннюю поддержку большинства россиян.
Из архива "Единой России"

Говорить о результатах специальной военной операции, разумеется, можно будет только по ее завершении. Отвечая на многочисленные вопросы СМИ о сроках СВО, российское руководство каждый раз терпеливо дает очевидный и единственно возможный ответ: операция будет завершена тогда, когда будут достигнуты все поставленные цели. При этом Минобороны России едва ли не в реальном времени информирует о текущей обстановке на фронте.

Если же взглянуть на ситуацию в более широком контексте, то события прошедшего года и решительные действия России, безусловно, прояснили и причины украинского кризиса, и реальные цели стран, выступивших спонсорами киевского режима.

Полагаю, будет полезно напомнить, как развивались события. Девять лет назад при активной поддержке США и ЕС в Киеве произошел вооруженный госпереворот, в результате которого к власти пришли радикальные националисты. Их действия привели к катастрофическим последствиям для страны: сначала жители Крыма отказались признать новый режим в Киеве и проголосовали за возвращение полуострова в состав России, а затем вспыхнул конфликт в Донбассе, население которого требовало соблюдения своих законных прав, в том числе на сохранение русского языка и общей славянской культуры - то есть на принадлежность к Русскому миру. В ответ Киев обвинил жителей юго-востока в госизмене и терроризме и бросил на борьбу с ними регулярные части ВСУ и неонацистские карательные формирования - вроде того же "Азова" (запрещен в РФ), чьи головорезы в форме с гитлеровской символикой продолжают убивать мирных жителей.

В феврале 2015 года при определяющем посредничестве России подписан "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений", который был одобрен резолюцией Совета Безопасности ООН и стал обязательным к выполнению для Киева, ДНР и ЛНР. Российская Федерация - это необходимо подчеркнуть - даже юридически никогда не являлась стороной конфликта согласно положениям минских договоренностей. Тем не менее, в качестве участника трехсторонней Контактной группы наша страна всеми силами способствовала мирному урегулированию, для которого, как тогда казалось, были созданы и международно-правовые, и политические условия.

Однако надежды на нормализацию ситуации быстро угасли. Новые власти Украины саботировали выполнение своих обязательств, а Запад закрывал глаза на очевидные факты, в том числе и на военные преступления ВСУ. Берлин и Париж, фактически "соавторы" Минского процесса, не оказывали на Киев, по сути, никакого давления. Как полномочный представитель России в Контактной группе я прекрасно помню, как Украина уклонялась от освобождения и обмена пленными, упорно отказывалась от контактов с представителями ДНР и ЛНР и любыми способами увиливала от введения в действие закона об особом статусе Донбасса по согласованной "формуле Штайнмайера". Западные "партнеры" в ответ лишь беспомощно разводили руками - мол, ничего не можем поделать.

Несмотря на громкие предвыборные обещания Владимира Зеленского прекратить войну в Донбассе, после его прихода на президентский пост в 2019 году не изменилось почти ничего. Украинская армия все так же обстреливала Донецк, Луганск и другие города. Все так же гибли невинные люди: жертв стало даже больше, чем при его предшественнике. Против ДНР и ЛНР продолжала действовать экономическая и транспортная блокада. В таких нечеловеческих условиях мирное население Донбасса прожило дольше, чем длилась гитлеровская оккупация.

Киев по-прежнему вяло имитировал участие в переговорном процессе, максимально затягивая его под малоубедительными предлогами. На фоне затянувшегося конфликта, однако, протекал очень важный процесс: страны НАТО вели полноценное военное освоение территории Украины. Дело вовсе не ограничивалось участием западных военных советников и инструкторов в планировании операций и подготовке солдат и офицеров. Речь шла о коренной перестройке всей украинской армии, вплоть до структуры войск, взаимодействия подразделений, личного снаряжения, сухих пайков и калибра патронов. Все было нацелено на максимальную совместимость со стандартами НАТО. Для более эффективного боевого слаживания регулярно проводились совместные маневры - только в 2021 году на территории Украины прошли семь таких учений, включая крупнейшие за четверть века - Defender Europe.

В феврале 2022 года на военных объектах Украины находились порядка 10 тысяч военнослужащих стран Североатлантического альянса. "Незалежная" была готова к войне, причем вовсе не оборонительной. Об этом свидетельствуют и захваченные в ходе СВО документы украинского командования, и показания военнопленных. ВСУ стягивали силы для скорого полномасштабного наступления на Донбасс - или, выражаясь более понятными киевским властям терминами, "окончательного решения донбасского вопроса". На поток была поставлена подготовка диверсантов для проведения терактов в ДНР, ЛНР и на территории России, прежде всего - в Крыму.

К этому моменту - поразительное совпадение! - Запад создал "подходящие" международно-политические условия. Еще в конце 2021 года на фоне очевидно деградирующей ситуации в сфере безопасности Россия направила западным партнерам свои письменные предложения по нормализации обстановки. Речь шла о предоставлении юридических гарантий нерасширения НАТО на Восток и возвращении военной инфраструктуры альянса к параметрам 1997 года, когда был подписан Основополагающий акт Россия-НАТО. Все наши предложения и опасения, в том числе на фоне милитаризации Украины, заявившей с трибуны Мюнхенской конференции по безопасности о стремлении обладать ядерным оружием, были полностью проигнорированы. Восстановление доверия и снижение напряженности просто не вписывались в спланированный Западом дальнейший ход событий: зачем говорить о примирении, когда пушки заряжены?

Упреждающий удар России 24 февраля 2022 года стал полной неожиданностью для многих западных лидеров, не пожелавших - очевидно, в силу собственной самоуверенности - прислушаться к предупреждениям, которые озвучивало руководство России, в том числе в рамках дискуссии о будущем европейской безопасности. США, НАТО и сама Украина не учли одного принципиально важного исторического факта: Россия никогда не блефует в обсуждении вопросов национальной безопасности.

Но даже несмотря на переход конфликта в горячую фазу, в феврале-марте 2022 года оставались шансы на быстрое мирное урегулирование - во многом благодаря посредническим усилиям президента Белоруссии Александра Лукашенко, который не только убедил Киев начать диалог, но и организовал переговорную площадку. Как непосредственный участник первых трех раундов российско-украинских переговоров - уже в должности посла России в Белоруссии - могу сказать, что прибывшие 28 февраля в район реки Припять украинские представители вполне реально оценивали возможности своих вооруженных сил и прекрасно осознавали, что даже несмотря на всю предшествующую подготовку ВСУ долго не продержатся без масштабной внешней помощи. Они открыто это признавали. С поправкой на явно растерянное состояние украинской стороны первая встреча переговорщиков прошла в целом конструктивно. С этим ощущением стороны отбыли для консультаций в свои столицы.

Буквально через несколько дней, 3 марта, мы встретились вновь - на этот раз в Брестской области. Выбор новой площадки украинская сторона объяснила довольно запутанной логистикой: назначенные Киевом переговорщики сначала добирались до Польши, а уже оттуда военным вертолетом к месту переговоров. Несмотря на многочасовые опоздания наших визави, диалог продолжался. Было понимание, что мы можем выйти на взаимно приемлемые условия. Удалось согласовать многие принципиальные моменты, по ряду вопросов - даже продвинуться до обсуждения технических деталей. Например, стороны смогли достичь понимания по некоторым вопросам гуманитарного характера. Вместе с тем становилось очевидно, что настрой украинской делегации постепенно меняется. В перерывах их переговорщики подолгу общались со своими кураторами по телефону, а когда возвращались, уже практически решенные вопросы приходилось обсуждать заново, едва ли не с чистого листа. Наши предложения закрепить на бумаге хотя бы промежуточные результаты встречали решительный отказ.

В ходе третьего раунда, который состоялся там же 7 марта, стало понятно, что за столом переговоров незримо присутствует третья сторона, которая упорно не желает, чтобы процесс увенчался успехом. Украинская делегация, казалось, с каждым часом набирается не просто уверенности, а самоуверенности. Диалог продвигался крайне медленно и, как правило, вел в никуда. Никаких документов подписать так и не удалось: киевская переговорная группа, по всей видимости, не обладала такими полномочиями и постоянно говорила о необходимости "сверить часы" со своим руководством. И находилось оно вовсе не в Киеве.

Следующие два раунда переговоров, которые состоялись в Турции 10 и 29 марта, не стали прорывными. А к маю 2022 года переговорный процесс, и без того ставший формальностью, окончательно сошел на нет. Было очевидно, что Запад, полностью контролирующий каждый шаг официального Киева, просто не заинтересован в мирном урегулировании и всеми силами стремится затянуть конфликт. К тому моменту поток западного вооружения, разведданных и даже наемников на Украину стал нескончаемым. Что показательно, акцент сместился в сторону именно наступательных вооружений: в конце января было объявлено о намерении США и ФРГ поставить на Украину танки в количестве, достаточном для формирования нескольких батальонов. В дополнение к этому - и уже поставляемым системам ПВО - Владимир Зеленский потребовал от Запада дальнобойные ракеты и боевые самолеты.

Тем временем используемые Киевом методы военного терроризма привели к запредельному росту жертв среди мирного населения Донбасса. После начала применения ВСУ поставляемого западными странами тяжелого вооружения их число увеличилось в четыре раза. Только за прошлый год в результате непрерывных обстрелов и диверсий ВСУ было разрушено 13 тысяч жилых домов и 2700 объектов гражданской инфраструктуры. Масштабы ущерба просто чудовищны. Уже не первый месяц российские специалисты при поддержке созданного при правительстве штаба занимаются восстановлением освобожденных регионов, заново возводя мосты, дороги, объекты коммунального хозяйства и целые жилые кварталы. Люди впервые с 2014 года возвращаются к мирной жизни. Но об этом упорно молчат и западные СМИ, и политики. Их однобокий подход к освещению событий вполне объясним, как и попытки возложить на российских военных вину за гибель невинных людей.

Так возможен ли мир на Украине? Даже несмотря на все упущенные ранее возможности - безусловно, да

Еще в декабре 2022 года бывший канцлер Германии Ангела Меркель и экс-президент Франции Франсуа Олланд публично признали, что Минские соглашения нужны были лишь для того, чтобы дать Киеву время нарастить боевой потенциал, а вовсе не остановить кровопролитие и предотвратить эскалацию. Пока Россия задействовала все доступные переговорные механизмы и международные площадки в попытке нормализовать ситуацию внутри и вокруг Украины, Запад концентрировал и использовал колоссальные военные, политические и медийные ресурсы для того, чтобы подтолкнуть Киев к войне "до последнего украинца".

Дипломатические возможности остановить конфликт на украинской земле были упущены, к сожалению, далеко не единожды. Сегодня уже ни у кого не должно остаться сомнений, по чьей инициативе это произошло. Виновные сами назвали свои имена. Маски сорваны, "игра идет в открытую". Запад изначально, еще с момента "евромайдана" 2013 года, не был заинтересован ни в мирном разрешении конфликта на Украине, ни в сохранении конструктивных отношений с Россией. Именно по этой причине зашел в тупик Минский процесс, а затем и российско-украинские переговоры.

В череде трагических событий за скобками остался один важнейший фактор - мнение самого украинского народа. Его попросту никто не спрашивал: ни США, ни НАТО ни Евросоюз, ни даже собственное правительство, в очередной раз предавшее своих граждан. До тех пор, пока власти в Киеве черпают легитимность не внутри страны, а за ее пределами, Украина обречена на существование в порочном круге - от "майдана" до "майдана". Нынешнее руководство не сделало ничего, чтобы это исправить и вернуть жителям Украины право самостоятельно определять собственное будущее. И Запад это полностью устраивает.

Так возможен ли мир на Украине? Даже несмотря на все упущенные ранее возможности - безусловно, да. Но сегодня скорейший путь к его достижению - это проводимая Россией специальная военная операция. Чем быстрее власти в Киеве взглянут в лицо неизбежности, тем скорее Украина сможет вернуться к нормальной жизни, отказавшись от незавидной и откровенно унизительной роли проводника чужих геополитических интересов и полигона для военных авантюр НАТО.