издается с 1879Купить журнал

В Москве доживает последние дни дореволюционная башня. Ее признали самостроем и собираются сносить

18 января 2023
Нижняя часть башни станции Серебряный Бор, которая дожила до наших дней и будет снесена.

Артем Локалов

Нижняя часть башни станции Серебряный Бор, которая дожила до наших дней и будет снесена.

В окрестностях московской железнодорожной станции Серебряный Бор - она не является пассажирской - сохранилась часть водонапорной или водоемной, как ее изначально называли, башни.

Станция Серебряный Бор примечательна тем, что именно здесь в 1908 году было открыто движение по Московской окружной железной дороге - теперь она известна как Московское центральное кольцо. Собственно, и башня появилась на станции в то же время.

Она возведена по проекту выдающегося русского архитектора Александра Померанцева в стиле модерн. О причудливой архитектуре можно судить не только по изображениям начала ХХ века, но и по тому обрубку, который чудом дожил до наших дней.

Много лет нижняя часть башни находились на территории гаражного кооператива, а после его упразднения осталась в одиночестве. Сейчас здесь проводят благоустройство, по соседству через железнодорожные пути построили пешеходный мост. А останки памятника просто снесут.

Потому что памятником его не считают.

- Московские власти башню признали самостроем и до конца недели она должна быть снесена, - сообщил корреспонденту "Родины" историк железных дорог Юрий Егоров. - Мы нашли башню примерно пять лет назад. Подали заявку на ее охрану, город отказал и она так и стояла, никому не мешала. Но тут люди проходили мимо и увидели предписания о сносе.

Удивительно, конечно: есть документы, подтверждающие, что башню строил архитектор Померанцев, есть чертежи. Но - самострой...

Сейчас останки башни обезображены, как памятник она интересна только градозащитникам. А ведь изначально башня предназначалась не для снабжения водой паровозов, а для снабжения горячим питанием и питьем воинских эшелонов, которые следовали через станцию Серебряный Бор.

Башня на станции Серебряный Бор. Фото из альбома, посвященного Московской окружной железной дороге

Сейчас устанавливают много воинских и не только памятников. А здесь сохранилась историческая основа. Нужно лишь восстановить утраченную часть по подробным чертежам. Ведь сохраняются же другие исторические постройки станции Серебряный Бор!

Но, судя по всему, скоро на месте башни устроят газон и назовут все это благоустройством.