Тут отдыхала вся страна: Какими аттракционами славился Советский Союз

История Советского Союза целиком пришлась на двадцатое столетие. Тогда технологии только набирали стремительные темпы развития, и обиход рядовых граждан, амбициозных юношей и озорных детей еще не успел пополниться привычными для нас гаджетами, компьютерными чудесами и другими атрибутами современности. Но это не значит, что в СССР не умели расслабляться и весело проводить свободное время.

Роль своеобразных развлекательных центров играли парки культуры и отдыха - они становились местами притяжения людей всех возрастов. Особенной популярностью пользовались разнокалиберные аттракционы - от многочисленных каруселей и колес обозрения до шумных автодромов. В преддверии столетнего юбилея СССР создаем ностальгическую атмосферу и рассказываем, чем так полюбились советские парки развлечений.

"Сюрприз" - центрифуга в деле

Аттракцион "Сюрприз". Фото: Михаил Мокрушин/ РИА Новости

Аттракцион "Сюрприз", разработанный в 1974 году Ейским заводом, настолько прочно вошел в жизнь советских граждан, что в народе получил второе неформальное название - "тошниловка". Нетрудно догадаться, что принцип работы экстремальной карусели основывался на применении центробежной силы. "Сюрприз" представлял собой платформу в наклонном положении, которая, набрав определенную высоту, начинала стремительно вращаться и приносила посетителям не только незабываемые впечатления, но и колоссальный прилив адреналина.

Механизм всей конструкции аттракциона оперативно реагировал на команды оператора, а специальное реле автоматически контролировало длительность оборотов. Наиболее оптимальной продолжительностью одного сеанса вращения на "Сюрпризе" был выбран трехминутный интервал - вполне достаточно, чтобы получить заряд бодрости на оставшийся день. Традиционными стали также попытки прохожих собрать монеты, которые выпадали из карманов катающихся.

Более поздние "потомки" известной карусели обрели новые черты: стеклопластиковые спинки окрашивались в яркие цвета, а очередное вращение "Сюрприза" сопровождалось музыкальными проигрышами. Не забыли модернизировать и систему иллюминации - в вечернее время аттракцион освещался светодиодами.

К слову, Ейский завод "Аттракцион" в СССР фактически выступал на рынке парковых развлечений в качестве монополиста. Именно благодаря этому предприятию советские семьи с нетерпением ожидали грядущих выходных и следующий поход в местный "центр отдыха".

"Круговой обзор" - изобретая колесо

Аттракцион "Круговой обзор". Фото: Наум Грановский/ТАСС

Ни один из крупных городов России не обходится без своего колеса обозрения, но когда-то вся страна даже не догадывалась о возможности подняться на внушительную высоту и, сидя в кабинке, оценить открывающийся вид.

Серийное распространение колес обозрения относится к числу прочих достижений Ейского завода. В 1964 году разрабатывается аттракцион в виде окружности диаметром 24 метра. Несколько позже он также найдет свое признание среди населения, и народное творчество с легкой руки даст популярному парковому развлечению новое прозвище - "чертово колесо".

Одним из отличительных преимуществ "Кругового обзора" - такое название изначально носили первые модели небезызвестных колес - стало бесфундаментное основание, позволявшее в короткие сроки производить транспортировку и монтаж всей конструкции в другом месте. Открытые кабинки, монотонное движение по окружности и высота птичьего полета - все это определило облик будущих аттракционов и послужило отправной точкой для их повсеместного оборудования.

"Автодром" - импровизированные гонки без правил

Аттракцион "Автодром". Фото: Валерий Шустов/ РИА Новости

Автомобильный аттракцион смело можно назвать излюбленным местом детей и взрослых, скучающих по атмосфере безудержных заездов на небольших машинках с прорезиненными бамперами.

Максимальная безопасность при вождении давала совсем юным водителям возможность безнаказанно сталкиваться с другими участниками автодрома. А такие детали, как педаль газа и руль, придавали местным "ралли" достоверность и обеспечивали максимальную степень погружения.

Правда, управлять миниатюрным транспортом разрешалось только с 14, но занять пассажирское место мог любой, кто достиг восьмилетнего возраста. Безаварийность в дождливую погоду гарантировала крыша над автодромом, под которой находилась электрическая контактная решетка, питавшая все минимашины. Один заезд длился пять минут и незаметно проходил для маленьких водителей, но однозначно оставлял незабываемые эмоции.

"Хали-Гали", "Паратрупер" и "Супер-8" - белорусская классика в мире аттракционов

Группа "Леприконсы" подарила отечественной поп-культуре настоящий хит, который беспрерывно звучит на всех вечеринках и дискотеках. "Хали-Гали, паратрупер" - слова песни знает наизусть, вероятно, каждый, но мало кто догадывается, что непонятные англицизмы в тексте отсылают к знаковым в Беларуси советским аттракционам.

В 1974 году минский парк культуры и отдыха имени Челюскинцев подвергся реконструкции, после которой обзавелся новыми аттракционами. Их названия бросались в глаза, а устройство и принцип работы вызывали немедленное желание оказаться в числе прокатившихся. Особенно выделялся аттракцион "Супер-8", вошедший в историю как первые американские горки на территории Белорусской ССР. Правда, своим "собратьям" из США и Европы он уступал в размерах, что, однако, вовсе не лишало его развлекательных преимуществ.

Карусель "Хали-Гали" отлично подходила тем, кто привык вращаться на высокой скорости и менять при этом свое положение в пространстве. Именно таким образом работал аттракцион с названием, пришедшим из американской культуры, и красными кабинками - если верить сохранившимся сведениям.

Другими кабинками отличался "Паратрупер" (в переводе на русский - "десантник") - они были сконструированы в виде зонтиков-парашютов. Сам аттракцион также представлял собой карусель, напоминавшую по принципу действия "Хали-Гали".

Аттракцион "Паратрупер". Фото: Alex Laney/ wikipedia.org

Состояние окончательного износа привело в 2000 году к полному демонтажу всех трех аттракционов, но "Леприконсы" не позволили им полностью исчезнуть со страниц истории, увековечив их названия в культовой песне. К слову, уже архивные кадры минского парка после своего обновления можно увидеть в советском фильме "По секрету всему свету", снятом по мотивам "Денискиных рассказов" Виктора Драгунского на киностудии "Беларусьфильм".