19.12.2022 16:31
    Поделиться

    Стоимость техосмотра вырастет в некоторых регионах в три раза

    Накануне нового года многие регионы установили максимально возможную стоимость технического осмотра автомобилей. К этому их обязала новая методика расчета, утвержденная Федеральной антимонопольной службой еще в сентябре этого года. Согласно этому документу, региональные власти должны утвердить новые тарифы на ТО уже к 1 января. Хотя полноценно методика заработает только через год. Тогда стоит ожидать и нового повышения цен на эту услугу. Но уже сейчас для некоторых автовладельцев официальный ценник вырастет минимум в три раза.
    Осмотр автомобилей для кого-то резко вырастет в цене.
    Осмотр автомобилей для кого-то резко вырастет в цене. / EPA

    Напомним, что техосмотр для физических лиц, владельцев легковушек и мотоциклов, стал добровольным. Но до определенных пределов. При покупке автомобиля старше четырех лет перед тем, как поставить его на учет, придется пройти техосмотр и получить диагностическую карту. Если собственник автомобиля собирается выехать на нем за рубеж, ему также придется получить диагностическую карту. В общем, не для всех он добровольный.

    Максимальную стоимость на эту услугу устанавливают региональные власти. Но существовавшая до недавнего времени методика позволяла им устанавливать такие цены, по которым ни один пункт ТО работать не мог. Поэтому работали они по другому принципу. Не совсем законному, но позволявшему окупать содержание пункта ТО.

    Согласно утвержденной методике расчета региональные власти должны установить новые тарифы на ТО уже к 1 января

    И вот выпущена новая методика. Согласно ей, региональные власти должны собирать с 1 июля каждого года по 1 августа подтвержденные расходы операторов, в том числе фонды заработной платы. Затем на основании этих данных по специальной формуле будут рассчитывать максимальный тариф на техосмотр.

    Если операторы не подадут данные или подадут неполные данные, региональные власти должны их об этом уведомить до 15 августа.

    Если сведения и свои предложения по тарифам подадут менее половины операторов, аккредитованных в регионе, то региональные власти будут использовать старый тариф, но с учетом уровня инфляции и индекса потребительских цен.

    Очевидно, что в установленные сроки эти данные не пришли.

    Просто потому, что к моменту официальной публикации документа, эти сроки вышли. Но, документ установил минимальные возможные тарифы. То есть регионы ниже них просто не могут установить стоимость ТО.

    Для легкового автомобиля тариф не может быть ниже 913 рублей. Для автобусов до 5 тонн - 1563 рубля, более 5 тонн - 1888 рублей. Для грузовиков до 3,5 тонн он не может быть ниже 999 рублей, от 3,5 до 12 тонн - 1821 рубля, более 12 тонн - 1966 рублей. Для мотоциклов тариф не может быть ниже 321 рубля.

    До сих пор в большинстве регионов официальные ставки были гораздо ниже. Даже в Москве - 720 рублей. В Орловской области - 300 рублей. В Брянской области официальный тариф сегодня - 305 рублей, в Курганской - 362 рубля, в Курской - 367 рублей.

    Так вот, согласно методике, там, где ниже установленных минимумов, цены на ТО подскочат до них. Там, где больше - на уровень инфляции.

    Уже сейчас в Московской области посчитали, что нужно установить для легковушек тариф в размере 940 рублей.

    В Карелии, Мордовии, ХМАО, Чувашии, Алтайском, Ставропольском краях, Астраханской, Калужской, Костромской, Курской, Оренбургской, Смоленской областях утвердили минимальный тариф, предусмотренный методикой, то есть 913 рублей. Также поступили в республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе, Новосибирской, Омской, Орловской, Псковской, Свердловской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской областях. Для Курской области - это почти в два с половиной раза дороже.

    В Амурской области стоимость ТО на легковой автомобиль составит 1401 рубль. Было - 1300 рублей. Но такое увеличение стоимости хотя бы соответствует годовой инфляции.

    В Ленинградской области, также услуга будет стоить 1401 рубль. Хотя против сегодняшних 990 рублей даже согласно методике тариф получается завышенным. Во всяком случае не от инфляции его считали. А другие способы пока не применимы.

    Такой же тариф будет установлен в Камчатском и Хабаровском краях.

    Те регионы, которые еще не успели пересмотреть тарифы на ТО в соответствии с новой методикой, должны будут это сделать в ближайшее время.

    Но в следующем году начнет работать другая часть этой методики, согласно которой операторы должны будут представить свои обоснованные расчеты. Они, конечно, могут оказаться выше тех, которые установили местные власти. А могут и не оказаться. Например, рекордсменом по стоимости ТО для легкового автомобиля, согласно данным "Коммерсанта", станет Санкт-Петербург с 1,5 тыс. рублей. Хотя сейчас там установлен тариф 881 рубль. Очевидно, что новая ставка значительно перекрывает инфляцию. А также превышает установленную минимальную. В общем, очевидно, что ФАС еще придется проверять законность установления тарифов на техосмотр по новой методике в различных регионах.

    Для легкового автомобиля тариф не может быть ниже 913 рублей. Для автобусов до 5 тонн - 1563 рубля, более 5 тонн - 1888 рублей

    Кроме того, очевидно, что уже в любом случае, даже на установленный тариф придется делать поправку на инфляцию. А отрицательной она у нас не бывает. Так что в 2024 стоит ждать нового повышения стоимости техосмотра.

    Регионы

    Тамбовская область

    Правительство Тамбовской области постановлением установило предельные тарифы для прохождения техосмотра в следующем году. Документ вступает в силу 1 января.

    Минимальная стоимость технического освидетельствования обычных транспортных средств составит 913 рублей для легковых автомобилей. Чуть дороже - 999 рублей, - обойдется техосмотр легкого грузовика максимальной массой не более 3,5 тонны. ТО автобуса и большого грузовика будет стоить 1888 и 1821 рубль, соответственно.

    Тарифы выросли на треть. В 2021 году стоимость техосмотра легковушки была установлена в 600 рублей, грузовика - в 1259.

    Омск

    В Омской области тарифы на проведение техосмотра с нового года вырастут более, чем в два раза. Соответствующее постановление подписано в региональном правительстве. Причина столь резкого скачка связана не запредельной ценой, а лишь с тем, что плата на данную услугу не менялась с 2015 года.

    - Тариф был стабилен, так как организации, проводящие ТО, не обращались за пересмотром его предельной стоимости, - пояснили в региональной РЭК.

    Теперь эту цифру решили привести к минимальному общероссийскому "знаменателю". В итоге с 2023 года техосмотр легковых авто для омичей увеличится с 376 до 913 рублей. За ТО грузовиков с массой более 3,5 тонн придется заплатить около двух тысяч (прежде было 852 рубля), автобусов - 999 рублей (ранее - 401 рубль).

    Автомобилисты по этому поводу не слишком переживают. Для фур, пассажирского транспорта, такси суммы, которые владельцы будут платить раз в год, вполне подъемные. А вот операторов ТО новые тарифы совсем не радуют.

    - После отмены обязательного техосмотра клиентская база существенно просела. За последние семь лет оборудование подорожало многократно. И обновление производственной базы становится нерентабельным, - пояснили в НП "Технопарк".

    Чувашия

    В Чувашии новые тарифы на прохождение техосмотра легковых автомобилей вырастут на 64%, с нынешних 557 рублей до 913 рублей. Для грузовых автомобилей предельный тариф увеличится до 999 рублей вместо 594 рублей. Владельцам мототранспорта придется заплатить за ТО 321 рубль вместо 186 рублей. В прошлый раз тарифы на техосмотр поднимали в Чувашии ровно год назад - с 1 января 2022 года. Тогда стоимость техосмотра для легковых автомобилей выросла почти на 30% (с 430 до 557 рублей).

    Екатеринбург

    Если в этом году пункты ТО устанавливали расценки, исходя из предельного тарифа в размере 498 рублей, то на следующий власти подняли планку до 913.

    Но, оказалось, это вовсе не означает, что станции ТО установят для клиентов ровно такую же цену. Многое зависит от расположения станции, ее известности. Так, руководитель одного из старейших профильных предприятий, расположенных в очень удобном для автомобилистов месте - на объездной дороге Екатеринбурга, сообщил "РГ", что при ныне действующем тарифе в 498 рублей, их цена составляет 492 рубля, в следующем при повышенной - 900 ровно. А вот на пункте ТО, расположенном вдали от основных транспортных потоков решили не делать резких движений, чтобы не отпугнуть автовладельцев - пока установили планку на уровне 710 рублей. "А там будет видно".

    Комментарий

    Директор ПТО ООО "Марс" Иван Кекин (Красноярский край):

    Большинство регионов, по сути, списали тарифы с "минимумов", установленных ФАС, даже не попытавшись учесть размер накопленной инфляции, а уже тем более - собрать данные с местных операторов. Видимо, решили отложить решение этого вопроса на "потом". Хотя некоторые субъекты, надо сказать, установили довольно высокие тарифы, но расценки выше средних по стране в некоторых регионах можно объяснить нахождением их за полярным кругом. Отрасль техосмотра уже давно живёт в рыночных условиях - операторы устанавливают собственные расценки без оглядки на региональные тарифы, предлагая автовладельцам различные дополнительные услуги, которые те оплачивают, лишь бы оформить заветную ДК. Может стоит уже перестать регулировать эту отрасль в связи с добровольностью техосмотра?

    Подготовили: Константин Балагаев, Евгений Петров, Светлана Сибина, Антон Валагин

    Поделиться