17.11.2022 12:53
    Поделиться

    Мариинский театр показал в Москве оперу "Любовь к трем апельсинам"

    Целое собрание симфонических и оперных партитур привез Валерий Гергиев с Мариинским театром на свой ежегодный Московский фестиваль "Зарядье". В афише сочинения русских композиторов - Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Стравинского, Прокофьева.
    Режиссер создал сценическую феерию: жизнерадостную, стихийную, немного наивную и очерчивающую территории хороших и плохих героев.
    Режиссер создал сценическую феерию: жизнерадостную, стихийную, немного наивную и очерчивающую территории хороших и плохих героев. / Александр Шапунов / Мариинский театр

    Это композиторы, сформировавшие "фирменный" исполнительский стиль Мариинского оркестра и самого Гергиева, исполняющего почти все их сочинения и открывшего многие партитуры не только для западной, но и для российской публики. Нынешний фестиваль "Зарядье" Гергиев сознательно сориентировал на программу русской музыки, словно в пику мировому тренду сворачивать русский репертуар. Открылась программа циклом "Все симфонии Чайковского", исполнявшимся Гергиевым во многих странах - от Парижа до Пекина и Москвы, а продолжился циклом опер: "Хованщина", "Иоланта", "Пиковая дама", а также недавней премьерой Мариинского театра - возобновлением постановки Александра Петрова оперы "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева.

    Технологические возможности зала "Зарядье" позволили передать театральный объем этого спектакля, модернизировавшего в обновленном варианте сценографию 1991 года. Мультимедийный экран обеспечил все нужные фоны - от ясных венецианских небес или угрожающе клубящихся облаков до галактической ночи и распахивающегося знаменитого головинского занавеса Мариинки. На этом фоне по сцене рассыпались, смешивались, устраивали комические антре и веселый хаос десятки персонажей оперы, действовавших, как и в первоисточнике оперы - сказке Гоцци, в каноне дель арте. Пародируя, а по сути, отдаваясь стихии театра, самой его природе - игре, артисты Мариинки с радостью вытворяли во время пения трюки, типа фляга Труффальдино (Сергей Семишкур) или лавирования в воздухе Принца (Евгений Ахмедов), подцепленного на гигантскую ложку страшной Кухарки, рост которой был с башенный кран. Смерть с косой, китайский дракон, черти, арапы, чудаки в панамах и трагики в греческих хитонах, венецианские маски, Король Треф в парике, напоминающем рыжие девичьи косы (Андрей Серов), придворные в париках и кринолинах, даже крыса с дистанционным управлением, разгоняющая толпу на сцене - вся эта масса была в деталях простроена режиссером: сценическая феерия, жизнерадостная, стихийная и одновременно по-старинному наивная, простодушная, четко очерчивающая территории хороших и плохих героев.

    Независимо от "амплуа" все герои в спектакле пародировались в соответствии с комедийным уставом дель арте: и Принц в образе Пьеро, отправляющийся в поход за апельсинами, нацепив доспехи поверх ночной рубашки, и сладкоголосая блондинка Нинетта (Виолетта Лукьяненко) в сахарно-белом платье с симметричными цветами в волосах, и устрашающий своим басом интриган Леандр (Эдем Умеров) со своей злой подругой Клариче (Зинаида Царенко), и эксцентричная колдунья Фата Моргана (Анжелика Минасова) - этот реестр комических персонажей можно продолжать бесконечно. Но главным героем этого спектакля остается музыка Прокофьева, которая у Гергиева всегда искрится, колет острыми ритмическими рельефами, мчится с безудержной энергией и задорными фанфарами, бодро выстраиваясь в знаменитый апельсиновый марш - гимн театру и радости жизни. Витамин в любые времена.

    Поделиться