Участники полярной экспедиции работают как на судне, так и в лагере на льдине. Второго октября здесь официально открыли дрейфующую станцию "Северный полюс-41" (СП-41). Все это время на борту судна работала обозреватель "Российской газеты".
Это действительно исторический рейс. Девять лет прошло, как в дрейф отправилась "СП-40". И "сорок первая" стала возможна благодаря созданию платформы "Северный полюс". Такого судна в мире больше нет: и дом, и научный центр для полярников. Здесь уютные одноместные каюты и 15 современнейших лабораторий. Конференц-зал, салон для отдыха, баня, тренажерный зал и бассейн.
- Я начал знакомиться с судном, когда оно строилось на "Адмиралтейских верфях", - рассказал мне капитан "Северного полюса" Сергей Дячкин. - Первое чувство, которое испытал, - удивление. Такого еще не видел, несмотря на полувековой морской опыт. И дело не только в необычной яйцевидной форме судна. В минимальный объем успешно вместили так много. Здесь все лучшее, что накоплено за время изучения Арктики.
- Но дойти до места назначения во льдах вам помогало другое судно. Почему? - интересуюсь я. - Платформа-то самоходная!
- Но не ледокол! "Северный полюс" не предназначен для колки льдов. Он может пробираться в разряженном льду. Это ледостойкая самодвижущаяся платформа. И ключевое слово "стойкая". Ее главная функция - выживание в тяжелых ледовых условиях. При сжатии льдами корпус не повреждается, а выдавливается.
Судно хорошо шло в открытой воде. Качка была минимальной при штормах в шесть и восемь баллов. Подтверждаю! Секрет в габаритах. У платформы длина 83 метра, ширина 23, осадка 8,6.
- Обратите внимание, - говорит капитан, - на длину и ширину. Обычно у судов соотношение ширины к длине один к семи (у военных кораблей даже один к восьми). Такое соотношение делается для достижения максимально возможной скорости. У "Северного полюса" примерно один к четырем. Но нам высокая скорость не нужна. Зато у нас минимальная качка, как вы сами заметили. И напомню: наша цель - не скорость, а вмораживание, дрейф.
- Это ваш первый дрейф?
- Нет. Был на судне "Михаил Сомов", которое вынужденно находилось в ледовом плену. В 1991 году. Оставили минимальный экипаж, всех остальных вывезли. Закончилось тем, что лед раскололся и нас буквально выкинуло из льдов. В Арктике вообще все может меняться очень быстро.
- И как скоро наступит время, когда ледоколы станут не нужны? С каждым годом льды становятся менее крепкими. Потепление.
- На мой взгляд, глобальное потепление - миф. Есть короткие и длинные циклы солнечной активности. Сейчас подходит к концу один из них. Начнется другой цикл. И он, скорее всего, поведет к похолоданию.
- Капитан, вы много работали в теплых морях. Где комфортнее?
- Действительно, долгое время работал в тропических широтах. Там очень яркие краски. Но постоянно тянуло на Север. Он отнюдь не безлик. Здесь особое сочетание красок. Таких восходов и заходов, как в высокоширотной Арктике, нет нигде. А когда идет к концу полярный день, айсберги начинают совершенно невероятно подсвечиваться солнцем. Идешь - а по борту медведица с медвежатами. Разве не чудо?
Вы правы, капитан, солнце здесь сказочно прекрасно. Может, в нем весь секрет Арктики? В нее влюблены все, кто сейчас дрейфует на станции. Теперь и я.
Пес Буран - арктическая собака. Гроза белых медведей! Его доставили на станцию "СП-41" вертолетом. И на время дрейфа он стал членом экспедиции.
Первая опасность на льдине - трещины. Вторая - белый медведь. Но, как сказал глава группы океанографических исследований Никита Куссе-Тюз: "Белого медведя бояться - за торосы не ходить". А ходить надо - некоторые исследования проводят за километры от лагеря. Буран не даст своих новых друзей в обиду белым медведям.
85 лет разделяют первую дрейфующую станцию от "СП-41". От палатки на четверых до отлично оснащенного судна. У каждого исследователя есть отдельная каюта со всеми удобствами.
Здесь не только удобная кровать, но и полноценное рабочее место с большим столом и розетками. Есть холодильник.
Убирают в каюте и стирают белье полярники сами. Всем выдали по два комплекта. Стиральные машинки на "этаже".