Одна из важных причин - сегодня картину - экранизацию бестселлера Алексея Иванова стоит посмотреть, чтобы лишний раз вспомнить и почтить память замечательного актера Сергея Пускепалиса. Трудно в это поверить, но всего месяц назад Сергей лично вместе со всей съемочной группой представлял фильм на открытии 44-го Московского Международного кинофестиваля. А теперь премьеру картины, которая состоялась 27 сентября, посвятили его памяти. Пускепалис сыграл в картине Полюда - соратника и советника главного героя, князя Михана, который правил пермскими землями. Более того, именно герой Пускепалиса спас князя и его суженую, когда они были еще детьми, а на город напали враги.
По сюжету князь Михан (в этой роли Александр Кузнецов) был рожден в языческих таежных землях - там, где шаманы приносили кровавые жертвы, чтобы отогнать темных духов. Уже в детстве он встретил любимую женщину, которая оказалась не простой, а ведьмой-ламией. Для Елены Ербаковой это дебютная роль в кино.
Законы государства запрещали князю быть с любимой, но он пошел вопреки всему. Ему предстояло сражаться, защищая свой мир от злого рока и от тех, кто пришел с мечом в поисках богатств и новых земель. В этом плане картина также актуальна и смотрится сегодня особенным образом. Сцены батальных сражений в фильме таковы, что можно говорить, что в российском кинематографе таких не снимали ранее.
Первоначальное название романа Алексея Иванова - "Чердынь - княгиня гор". Под названием "Сердце пармы" книга была впервые издана в 2003 году, то есть в следующем году исполняется 20 лет с момента первой публикации. Именно роман "Сердце пармы" принес Алексею Иванову всероссийскую известность.
Съемки фильма "Сердце пармы" длились с июля 2019 года по март 2020 года и проходили в Подмосковье и Пермском крае. На территории геологического памятника природы "Холодный Лог" был отстроен уникальный комплекс, включающий в себя 84-метровую деревянную крепость, храм, кельи монастырского холма - все, как было в городе Чердынь в XV веке. Масштабная декорация "Сердца пармы" - "Чердынь" - безвозмездно передана администрации Губахинского городского округа. Декорация была превращена в живописную смотровую площадку, а Алексей Иванов издал серию путеводителей по миру пармы и сейчас часто приезжает туда, где проходит действие его романа, и представляет новые и прежние книги. И вот что он сказал о фильме: "Просторный, фактурный, беспощадно красивый фильм, наполненный движением народов, людскими страстями и могуществом природы. Его тайна не в сюжете, а в устройстве самой жизни, когда человеческие драмы нерасторжимо сплетены с характером дикой земли, с волей упрямых богов, с борьбой против неумолимой судьбы. Это яркое кино. Это большое и умное кино. Это прорыв к новому национальному эпосу, дерзко рассказанному языком XXI века".
Будет ли сериальная версия произведения или запланирован только фильм?
"Если и будет, то совсем нескоро, - ответила продюсер Дарья Лаврова- и снимались фильм и сериал по разным сценариям и раскадровкам. Это редкая практика в нашей стране - книга одна, но фильм и сериал разные. Но это не версия фильма или фильм не версия сериала. Книга настолько плотная, что мы приняли решение снять и сериал. Там будут новые герои и линии".
Создатели фильма составили для "РГ" словарь терминов, необходимых зрителю для просмотра.
Балбан - идол, которому поклонялись язычники.
Ватажник - тот, кто входит в ватагу (временное или случайное товарищество для выполнения работ).
Вогулы - прежнее название народа манси (в прошлом объединенных в Вогульское княжество на реках Конде, Пелыме и нижнем течении Сосьвы, известное с XV века под названием Пелымское государство).
Камлание - основной обряд, во время которого шаман общается и вызывает духов.
Капище - пространство языческого храма, предназначенное для установки капей (статуй богов).
Пам - языческий жрец у коми-зырян и коми-пермяков.
Сорни Най (Золотая баба) - идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири.
Ушкуйники - новгородские пираты, преимущественно речные. Летописи дают ушкуйникам имя поморов или волжан.
Ясак - дань, уплачиваемая обыкновенно натурой.
Как снимались батальные сцены в "Сердце пармы" и не много ли их, на ваш взгляд, в фильме?
Антон Мегердичев: Может быть и кажется, что их много, но сам я думаю, что столько, сколько нужно. Потому что каждая обладает той или иной задачей. Первая батальная сцена - у нее, если можно так выразиться, один логлайн: средневековая бойня глазами маленького мальчика. Это одни ходы и принципы. Вторая - это не битва в чистом виде, а некоторая метафора. Мы не фокусировались именно на сражении, нам был более интересен епископ, который тащит крест в это время на своей спине (в роли епископа Евгений Миронов). А в чистом виде батальная сцена - это, конечно, в финале. К этому мы подошли наиболее технологично: решили сделать так, чтобы зритель понял и прочувствовал логику всего замысла. Потому что обычно люди видят на экране лишь бесконечное отрубание голов, фехтование и тому подобное, а тут с постановщиком трюков Дмитрием Тарасенко мы специально написали схему, разрисовали ее и сделали кинобитву, где зритель мог бы понять тактику сражения.
Вы использовали большую массовку - редкость по нынешним временам.
Антон Мегердичев: Компьютерной графики там достаточно - другое дело, что она очень реалистична. Каскадеры, которые владели оружием, были на первом плане. И к нам приходили просто люди, которые с нами вместе работали и хотели сниматься, а также ребята из военно-исторических обществ.