30.09.2022 05:00
    Поделиться

    Специалисты обследовали льдину для дрейфа полярной станции "Северный полюс-41". Дневник обозревателя "РГ"

    Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" вошла в ледяное бескрайнее поле. Вместо льдин-малюток - белоснежные горизонты, на которых выделяются торосы. Вчера в надвигающийся бурный арктический рассвет улетел вертолет на обследования льдин-кандидатов под станцию "Северный полюс-41".
    Судно "Академик Трешников" прислало на платформу "Северный полюс" вертолет.
    Судно "Академик Трешников" прислало на платформу "Северный полюс" вертолет. / Татьяна Тюменева/РГ

    Вертолет садится нежно

    На вертолетной площадке, где самый лучший на судне обзор, в тот день долго стоять не разрешили. Ограждения опущены, включены сигнальные огни. Скоро к нам приземлится вертолет КА-32 с рядом стоящего научно-исследовательского судна "Академик Трешников".

    Он помогает нам в поисках подходящей льдины. Поясню: на борту "Северного полюса" вертолет не предусмотрен. Судно может принять и отправить "стрекозу", есть каюта для пилотов, свой запас топлива.

    Полярники "СП-41" отправилисьна поиски льдины для дрейфа. Фото: Татьяна Тюменева/РГ

    Итак, у нас все готово к принятию вертолета. Помощник капитана по электронике, а, проще говоря, радист Валерий Панченко ведет переговоры с "Трешниковым". И вот огромная желтая "пучеглазая стрекоза" нежно садится на площадку. Настолько нежно, что судно не колыхнулось.

    Вертолет забрал начальника "Северного полюса-41" Кирилла Фильчука. Вместе со специалистами с "Трешникова" он будет делать облеты подходящих льдин, проводить различные измерения.

    Результаты обследования еще не объявляли. Но возможно, уже скоро будет окончательно выбрана льдина, на которой развернут лагерь дрейфующей станции "СП-41".

    Диспансеризация льда

    На борту "Северного полюса" идет активная подготовка к изучению ледового покрова во время предстоящего дрейфа. Судно оснащено мощной ледовой лабораторией.

    В ней находятся огромные, размером с комнату, холодильники. В одном - минус 15-20 градусов, в другом - минус 30. В них буду хранить пробы льда. Испытывая на прочность, его начнут сжимать, гнуть. Также изучают состав льда: его соленость, температурные характеристики, плотность и другие показатели.

    Характеристики ледового покрова нужны, прежде всего, при строительстве морских гидротехнических сооружений, судов, которым предстоит работать в арктической зоне. Параметры льда будут использоваться, например, при расчетах характеристик корпуса судна.

    А моделирование ледовых условий проходит в опытных бассейнах Арктического и антарктического НИИ. В них, кстати, испытывалась и модель первого атомного ледокола "Ленин", и нашего "Северного полюса".

    Голубые айсберги

    Знаете, почему айсберги - голубые? Вообще, это отколовшиеся куски ледника, они из пресной воды. А в море - разной степени солености. Чем вода более пресная - тем насыщеннее у нее голубой цвет.

    Как пояснил исследователь льда Леонид Панов, в лаборатории находится несколько ящиков, в которых запакована уникальная система обеспечения жизнедеятельности человека в условиях льдов. Система - разработка Арктического и антарктического НИИ. С ее помощью можно будет прогнозировать различные процессы, которые происходят со льдом, в том числе определить риски образования трещин.

    Именно трещины - главный враг всех дрейфующих станций "Северный полюс". Из-за них приходилось переносить оборудование, рабочие и жилые дома. Система работает по аналогии с той, что определяет сейсмоактивность и указывает на землетрясения. На самой льдине, когда ее выберут, установят многочисленные датчики.

    Полярники верят в свою льдину. В то, что она будет прочной, большой, и дрейфовать на ней можно будет долго. Не зря же, главное пожелание полярников друг другу: "Крепкого вам льда!".

    Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.

    Поделиться