20.09.2022 09:10
Поделиться

Как растят суперинженеров в Нижегородском техническом университете

Летом 2022 года по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ стартовал федеральный проект "Передовые инженерные школы" (ПИШ). В Нижегородской области ПИШ организуются в двух вузах: Университете Лобачевского и Техническом университете (НГТУ им. Алексеева). Ректор НГТУ Сергей Дмитриев рассказал "РГ" об особенностях нового проекта.
Ректор нижегородского политеха уверен, что передовые инженерные школы вскоре сформируются и по другим направлениям обучения
Ректор нижегородского политеха уверен, что передовые инженерные школы вскоре сформируются и по другим направлениям обучения / Антон Дерябин/РГ

Сергей Михайлович, НГТУ готовил инженеров всегда. В чем тогда особенность ПИШ применительно к вашему вузу?

Сергей Дмитриев: Смысл нового проекта - подготовка высококлассных инженеров с нулевым периодом адаптации на предприятиях. Наш университет станет кузницей кадров с углубленной подготовкой под конкретное рабочее место. Создается все, естественно, не на пустом месте. Мы давно и плодотворно сотрудничаем с индустриальными партнерами (ИП). Многие из них входят в госкорпорацию "Росатом", для которой наш университет является опорным вузом, одним из лидеров в России по количеству выпускников, ежегодно трудоустраиваемых на ее предприятиях. Кстати, среди руководителей нижегородских предприятий Росатома, да и других крупнейших предприятий различных отраслей промышленности - выпускники Нижегородского политеха.

Одна из важных особенностей ПИШ в том, что сотрудники ИП преподают в вузе. Мы давно идем по этому пути: уже действуют 17 базовых кафедр вуза на предприятиях области. В нашем университете существует базовая лаборатория реакторной гидродинамики ОКБМ им. Африкантова. Наши студенты работают с конкретными задачами, проходят производственную практику, защищают дипломные проекты. А потом после вуза занимают то же рабочее место, где проработали последние пару лет. Но уже не в статусе стажера, а с дипломом инженера.

В приоритетные задачи ПИШ входит и профессиональная переподготовка сотрудников ИП, и для этого у нас есть институт переподготовки специалистов. Еще до начала программы мы сформулировали основополагающий принцип политехнического образования: "Образование через всю жизнь".

Вы единственный вуз страны, который заявил на конкурсе Минобра тематику атомной водородной энергетики. Но в будущем, вероятно, ПИШ НГТУ охватит не только атомную тему?

Сергей Дмитриев: Совершенно верно. Поначалу в рамках ПИШ в нашем вузе будут проводиться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на создание высокотемпературных атомных установок с газовым теплоносителем для получения водорода, а также выполняться комплекс исследовательских и технологических разработок для создания инженерных систем лазеров нового поколения. ПИШ НГТУ позволит закрепить лидирующее положение России на мировом рынке атомной энергетики. Но основным эффектом реализации ПИШ станет масштабирование полученного опыта на все образовательные подразделения вуза. К 2030 году весь университет будет работать в парадигме ПИШ.

Чем ПИШ интересен для молодежи?

Сергей Дмитриев: Это возможность самореализации в любимой сфере, гарантия работы и высокой зарплаты. В рамках ПИШ мы привлекаем наших студентов к научной работе. Лучшие из них занимаются исследованиями, публикуются в серьезных научных журналах, выполняют хозяйственные договоры с предприятиями. За это они получают зарплату еще будучи студентами. Некоторые наши аспиранты уже работают на предприятиях. Мы также готовим инновационных предпринимателей.

Уход от Болонской системы сказался на процессах, которые идут в университете?

Сергей Дмитриев: На качестве образования в НГТУ ни приход, ни уход от этой системы сильно не отразился. У нас всегда был специалитет по направлениям оборонно-промышленного комплекса. Бакалавриат с самого начала не устраивал промышленников, ведь бакалавр получал только общие знания, не адаптированные к будущему месту работы. Как говорили и говорят многие руководители промышленных предприятий, зачем нам инженер-недоучка. Поэтому мы сделали "ход конем" и, насколько смогли, пятый курс "запрессовали" в четыре года. Ну, а когда появилась магистратура, то появилась и специализация под конкретные предприятия, причем не только ОПК.

Понятно, что лучшие кадры надо готовить еще со школы. Как с этим обстоят дела в НГТУ?

Сергей Дмитриев: Мы активно работаем со школами, лицеями. Четыре года назад открыли судостроительные классы в школах, потом - вместе с ОСК и заводом "Красное Сормово" - вошли в учебно-производственный кластер "Судостроение". В этом году открыли атомный класс в лицее N 40. Все это делается для ранней профориентации.

Но и школам, на мой взгляд, надо поменять подход. В частности, необходимо поднимать общий образовательный уровень школьников, а не выращивать узкопрофильных специалистов. Тогда и не будет у "физиков" проблем, когда им придется сдавать "лирические" предметы. Тем не менее отмечу, что средний балл по ЕГЭ при зачислении у нас в этом году вырос на один пункт в сравнении с прошлым годом. .

Справка "РГ"

Создание ПИШ позволит университету начать работу по 11 новым научно-технологическим направлениям, создать 14 специальных образовательных пространств, реализовать 8 новых программ магистратуры и не менее 11 программ дополнительной профессиональной подготовки для специалистов атомной отрасли. Планируется обучить более 400 инженеров предприятий-партнеров и подготовить около 1400 выпускников с уникальными компетенциями.