издается с 1879Купить журнал

Древние снегоступы и тузик из 1930-х. Что обнаружила на Новой Земле арктическая экспедиция "Родины"

08 июля 2022
Снегоступы из зимовья Колосовых на Новой Земле.

Татьяна Сухановская

Снегоступы из зимовья Колосовых на Новой Земле.

Спецкор "Родины" продолжает путешествие в Русскую Арктику на корабле "Профессор Молчанов" - он стал научной площадкой для исследователей и ученых.

...В Ледяной Гавани "дежурит" белый медведь - лениво возлегает прямо на месте стоянки экспедиции Виллема Баренца, преградив историческому десанту доступ к месту преклонения всех полярных исследователей.

Но на Карском берегу Новой Земли историки без артефактов остаться не могут: берег здесь буквально усыпан шпангоутами, килями, бортами и пайелами - так называют наборный пол - промысловых судов. Они выбелены ветрами и отшлифованы морем. Века на этой почти безлюдной земле нанизаны один на другой - в естественном холодильнике Арктики каждая деревяшка может существовать столетиями. Поэтому архипелаг как огромный саркофаг поморских и европейских судов - и местных, и тех, чьи "скелеты" выкидывает сюда течение.

Эта шлюпка с Мыса Желания стала памятником национального парка "Русская Арктика" Фото: Татьяна Сухановская

Грандиозный вернисаж разбитых лодок мы обнаружили, в первую очередь, на берегу бухты Мурманца Карской стороны Новой Земли. Старинный карбас, "разобранный" морем на отдельные части, лежит в обрывках такелажа XXI века. Рядом деревянный тузик - лодка, которая использовалась для береговой высадки на суднах с большой осадкой. Поморы называли свои лодки "тузиками" сто и более лет назад, позаимствовав словечко у англичан.

Рядом с наиболее ценными экспонатами в бухте Мурманца "отдыхают" и лодки второй половины XX века: под ноги попадаются то весло, то части бортовой части, то обломки мачт.

А тузик неплохо сохранился - он родом из 1930-х. Вероятно, принадлежал хозяевам промыслового домика: на карте это небольшой строение в пару комнатушек обозначено, как "зимовка Колосова".

Первое упоминание новоземельских промысловиков Григория Васильевича и его сына Ивана Григорьевича Колосовых относится к 1905 году, а затем упоминания постоянно повторяется в архивах вплоть до конца 30-х годов. Об этом рассказал "Родине" архангельский краевед Анатолий Бутаков. Известно также, что с Иваном на Новой Земле зимовала жена Ирина Селиверстова, а также дети - Екатерина, Леонид и Александра. Позже новоземельскую колонию Колосовых пополнили младшие сыновья Григория - Кирилл и Федор.

Охотничьи лыжи из зимовья Колосовых держит эколог Александра Ершова. Фото: Татьяна Сухановская

Колосовы - из вотчины Богословского монастыря Шенкурского уезда, из деревни Медлеша. В бухте Мурманца, на самом необжитом кусочке Новой Земли, шенкурские промысловики добывали моржей, охотились на китов и медведей. В их зимовке обнаружены охотничьи лыжи и даже самодельные снегоступы.

А во время высадки экспедиции на Мысе Желания доцент Российского государственного гидрометеорологического университета Александра Ершова нашла большой шестивесельный ял. Борта лодки, густо облепленные морской капустой, "выросли" перед нашими экологами из каменистого пляжа. По словам Ершовой, во время прошлогоднего посещения яла точно не было - эту территорию экологи досконально проверяли на наличие мусора и не заметить борта лодки просто не могли. Но через год море, изменившее береговой рельеф, решило "отдать" памятник участникам экспедиции.

Кстати, ее в полной мере можно назвать Спасательной, причем не только благодаря экологам. Начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка "Русская Арктика" Евгений Ермолов старается вывезти на большую землю самые ценные и старые лодки - те, что можно сохранить для истории.

Евгений Ермолов фотографирует киль старинного судна. Фото: Татьяна Сухановская

Для Ермолова карбас - не только "объект культурного наследия", но и часть семейной культуры. Поморские лодки шил его дед Александр Ермолов.

- Жили мы на 26-м лесозаводе Архангельска, дом стоял у речки Маймаксы - одного из рукавов Северной Двины. В те времена у нас лодки шили почти все - для походов на рыбалку, за грибами и ягодами в таежные места, - рассказывает Ермолов. - Отец тоже помогал шить карбасы и ходил с моим дедом в Белое море - в том числе, на остров Мудьюг. В те времена это была обычная практика выживания на Севере, так делали все. Кстати, мой дед - коренной казак из Липецкой области. Но когда оказался в Архангельске, стал настоящим помором. Соль моря!

Во многом поэтому на борту "Профессора Молчанова" сейчас мирно идут с нами обратно, на родную землю, пронумерованные шпангоуты, кили и весла. Пристроились здесь и тузик, и острога для промысла белух (возможно, принадлежавших семье Колосовых), а также шпангоуты и штевень карбаса из бухты Мурманца. А еще к ним присоединился более древний собрат с Больших Оранских островов. Евгений Ермолов считает, что это судно можно отнести даже к XVIII веку:

- Лодка гулкая, вся выветренная. Возможно, даже старше двухсот лет. По размеру это, скорее всего, карбас. Видите, шпангоуты - они не очень большие, но при этом массивные, везде видны следы от топора, еловые "петельки". Киль, кстати, плоский.

Гурий - так называют каменную насыпь, указывающую, где юг, а где север - возле зимовья Колосовых на Новой Земле. Фото: Татьяна Сухановская

Судно очень массивное - для того, чтобы бережно поднять лодку на борт "Молчанова", пришлось даже изготовить для него специальный силовой каркас. Кстати, он еще раз доказывает дальнюю географию плавания архангельских поморов - такие же лодки находили в Мангазее.

Кому мог принадлежать карбасок? В 1798 году из Архангельска на Новую Землю для звериных, сальных и горных промыслов ходило судно "Святой Даниил". В числе артели был крестьянин Шенкурской округи Ямскогорской волости Павел Маслов. В 1798 году из Архангельска на Новую Землю на судне Архангельского купца Матвея Стукачева "Святый Николай" ходил крестьянин Нижнепуйской волости Петр Пучинин.

А может быть, это тот самый "карбас в новоземельский кочевой промысел из доброго соснового леса", который "подрядился зделать" мой земляк из шенкурского Богословского монастыря Игнашко Григорьев сын Носовых?

Новые лодки, между тем, продолжали попадаться на пути - в заливе Иванова, рядом с предполагаемой могилой Виллема Баренца (историю этого захоронения еще предстоит установить), Евгений Ермолов нашел прекрасно сохранивший киль шхуны. Не Баренца, конечно - поморов XIX века. Рядом лежала часть руля, но уже от другого судна. Поднять на борт киль не получилось, а вот рулевая часть отправилась с нами в Архангельск.

Киль карбаса XIX - начала XX века в бухте Мурманца. Фото: Татьяна Сухановская

Кстати, Виллем Баренц вместе со своими товарищами назвал один из заливов на западной стороне Новой Земли Крестовым - в честь старинных поморских крестов, которые голландцы обнаружили здесь в конце XVI века после прибытия на западный берег. Кресты эти, поставленные 500 лет назад, задолго до Баренца - прямое доказательство того, что уже полтысячи лет назад на Матку, как называли Новую Землю поморы, ходили лодки, шитые поморами.

…А увидеть все спасенные карбасы скоро можно будет в архангельской музейной коллекции национального парка "Русская Арктика": сейчас идет монтаж постоянной экспозиции природного и культурного наследия парка.