08.07.2022 19:08
    Поделиться

    Театр трех эпох. Сохранятся ли традиции Ленкома в его новой жизни

    В знаменитом Ленкоме должен появиться новый главный режиссер - на этот пост приглашен трехкратный лауреат "Золотой маски" Алексей Франдетти. Должность художественного руководителя, которую занимал ушедший от нас в 2019 году Марк Захаров, упразднена. Контракт с Алексеем Франдетти предполагается заключить на три года; в случае успеха его продлят. Бразды правления оставляет за собой директор Марк Варшавер.
    Постановка Алексея Франдетти: "Эвита" Эндрю Ллойда Уэббера. Свердловский академический театр музыкальной комедии.
    Постановка Алексея Франдетти: "Эвита" Эндрю Ллойда Уэббера. Свердловский академический театр музыкальной комедии. / Татьяна Андреева/ РГ

    Теперь идея должна быть утверждена в Департаменте культуры Москвы, но уже ясно: Ленком ждет новый этап его жизни. Театр трех эпох - на пороге четвертой.

    Начинался он как ТРАМ - Театр рабочей молодежи: утром у станка, вечером на сцене! Профессиональным стал не сразу. Зато стал кузницей звезд: здесь начинал Николай Крючков, музыкальной частью руководил Исаак Дунаевский. Но это присказка - сказка была впереди. В 1938-м театр получил имя Ленинского комсомола, худруком стал Иван Берсенев, и это был первый блестящий взлет молодого коллектива. Возникли исторического значения спектакли "Парень из нашего города", "Так и будет", "Нора", "Сирано де Бержерак"… Их играли такие легенды, как Елена Фадеева, Татьяна Окуневская, Серафима Бирман, Софья Гиацинтова, Ростислав Плятт, Борис Оленин, Валентина Серова…

    После смерти Берсенева театр долго жил без лидера. Короткий, но славный этап начался в 1963-м, когда им стал руководить Анатолий Эфрос; он привел с собой таких актеров, как Ольга Яковлева, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, Александр Збруев, Михаил Державин, Лев Дуров… Спектакли тех лет помнятся как классика: "Мой бедный Марат", "Снимается кино", "104 страницы про любовь", "В день свадьбы"... Но деятельность Эфроса в театре со столь обязывающим именем показалась нелояльной, и этот важный, оставивший долгий след этап продолжался всего три года.

    "Онегин" Фото: Предоставлено Театром на Таганке

    Эпоха Марка Захарова, имя которого теперь носит Ленком, - опять рождение нового театра. И снова пришла новая, безгранично креативная, звездная команда актеров, драматургов и художников, людей общих идеалов и театральной веры. "Многие театральные дома разорены, а у нас - дом, - гордо рассказывал мне Александр Абдулов. - Вот мы репетируем "Женитьбу". Захаров в этот спектакль собрал всех: Чурикова, Саша Захарова, Янковский, Збруев, Хазанов, Раков... Я хочу камеру с собой носить - такие репетиции надо снимать для истории. Когда такие люди собираются вместе - это фантастика!".

    Ленком стал таким, каким мы его любили все эти десятилетия: молодым, дерзким, всегда предлагающим новое. В одной из бесед с Марком Захаровым я сказал, что это театр, в стенах которого безусловно живут призраки - так много этапных моментов истории прошел Ленком, и каждый оставлял в его ауре свои контуры, свое эхо. Худрук охотно поддержал фантазию и долго импровизировал, как это умел делать только Захаров, великий и неповторимый. Воссоединял связь времен - она оказалась нерасторжимой. Как в песне эпохи ТРАМа: "Все выше, и выше, и выше стремим мы полет…"

    Но счастье не бывает долговечным, и на новом творческом взлете театр стал нести тяжелейшие потери: один за другим уходили его столпы, любимцы зрителей: Леонов, Пельтцер, Янковский, Абдулов, Броневой, Караченцов, - ни одна труппа Москвы не переживала столь оглушительных утрат и с такой гнетущей частотой. Потом ушел и сам Захаров.

    Николай Караченцов в роли графа Резанова в спектакле "Юнона и Авось". 1981 год. Фото: Михаил Строков/ТАСС

    …Новому главному предстоят очень сложные вызовы. За три года, прошедшие после ухода Марка Захарова, Ленком растерял все приметы театра-дома и единой команды, где каждый был влюблен в свое дело и друг в друга. Его премьеры перестали быть событиями, их ставили случайные люди; параллельно с афиши исчезали успешные названия, газеты писали о наступившей стагнации. Некогда сплоченная труппа раздиралась склоками, шла малоприличная борьба за владение художественным наследием ушедшего мэтра. Внятной стратегической линии в этом межеумочном существовании не просматривалось, Ленком выпал из театральной жизни страны. Напомню, что на протяжении всех трех главных этапов его истории - эпох Берсенева, Эфроса и Захарова - это был театр мощной, самобытной, каждый раз глубоко индивидуальной творческой воли. Каждый новый этап впитывал опыт предыдущего и непременно предлагал нечто принципиально новое, вдохновляющее, возвращающее театру молодость. Для возрождения Ленкому нужен художественный лидер, по масштабам дарования и масштабности творческой мысли сопоставимый с великими предшественниками.

    Режиссер Алексей Франдетти. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

    Начнется ли с приходом Алексея Франдетти опять другая, но столь же яркая эпоха любимого в поколениях театра? По природе дарования Франдетти, пожалуй, ближе всех к устоявшемуся имиджу Ленкома как драматического театра-первопроходца, ушибленного музыкой. Ведь здесь рождались целые жанры: знаменитые мюзиклы и рок-оперы "Тиль", "Звезда и Смерть Хоакино Мурьеты", "Юнона и Авось". Именно эта труппа славится своей универсальностью - вспомним музыкальные фильмы, снятые Марком Захаровым со своими актерами. С другой стороны, в списке поставленных Франдетти спектаклей есть мюзиклы, оперы и музыкальные шоу, и даже комедия Джейн Остин "Гордость и предубеждение" в МХТ имени Чехова была транспонирована в музыкальный жанр. Ждет ли теперь Ленком еще более крутой крен в музыкальные стихии? Может, и впрямь пришла утешительная пора музыкальных жанров - как когда-то Александров с Пырьевым у нас или Басби Беркли с Винсентом Миннелли у них затмили в глазах публики все остальное кино: специалитет сложных времен.

    Впрочем, 38-летнего Алексея Франдетти тоже можно считать универсально одаренным: он актер театра и кино, он певец, автор русских переводов знаменитых англоязычных мюзиклов, режиссер театра, ставивший талантливые спектакли на лучших музыкальных сценах страны: "Сказка о царе Салтане" и "Кандид" в Большом, "Путешествие в Реймс" в Мариинском, "Пробуждение весны" в Гоголь-центре, "Суини Тодд…" и "Онегин" в Театре на Таганке, "Стиляги" в Театре наций, "Эвита", "Казанова", "Бернарда Альба", "Микадо" в Свердловской музкомедии, "Риголетто" в театре "Урал Опера Балет", "Кабаре" в Новосибирском "Глобусе"… Он замечательно придумал и осуществил первый в истории инстаграм-мюзикл "Мой длинноногий деда" и блестящий проект "Большой мюзикл" на канале "Культура". Много снимался в кино и имеет пока не завершенные кинопроекты (военный мюзикл "Счастье мое").

    "Онегин" Фото: Предоставлено Театром на Таганке

    Ему предстоит определять курс такого дредноута, как Ленком. В какой мере изменится специфика Ленкома, сохранит ли он свою уникальность театра молодежного, способного играть все существующие сценические жанры? И можно ли успешно руководить театром в условиях, когда объявлено, что директор главнее? Мы будем следить за развитием очередной переломной ситуации в жизни легендарного коллектива. И как только новый кандидат в главные режиссеры будет официально утвержден, надеемся рассказать о его планах.