издается с 1879Купить журнал

Как "Петр I" спас вратаря ленинградского "Динамо" в Великую Отечественную

09 июня 2022
"Еле-еле достал..." Вратарь Виктор Набутов в игре.

"Еле-еле достал..." Вратарь Виктор Набутов в игре.

Сегодня 350 лет со дня рождения Петра I. Неожиданно, но у этой даты есть и футбольный след. Город, основанный первым российским императором, защищал и вратарь местного футбольного клуба. Фашистскую пулю, которая должна была убить Виктора Набутова, отвел "Петр I".

Виктор Набутов - человек, которого видел и слышал Ленинград - после окончания футбольной карьеры Виктор Сергеевич стал радио- и телекомментатором. "Говорит и показывает Ленинград!" - так обычно он начинал свои репортажи.

А в футбол Набутов начал играть в детстве. Хотя был не только футбол, но и другие виды спорта. 17-летний Виктор, например, получил звание мастера спорта по волейболу. Играть в мяч руками ему явно нравилось так же, как и ногами. Поэтому идеальным выбором стал футбол, где такое позволено только вратарю.

Путь в ленинградское "Динамо" получился непростым: после убийства в 1934 году в Ленинграде Сергея Кирова начались репрессии. Семья Набутовых их не избежала и была сослана в Оренбург. Отца семейства расстреляли по ложному обвинению в 1937-м, а сына еще в 1936-м руководство общества вызволило в "Динамо".

Виктор Набутов до войны успел стать городской знаменитостью - таким его увидела мать, которой разрешили вернуться в Ленинград только в 1940-м. К тому времени сам Виктор вернулся в "Динамо", сыграв два сезона за другую ленинградскую команду - "Электрик". С ней у Набутова был самый реальный шанс выиграть что-то в карьере, но электрики проиграли в финале Кубка СССР московскому "Спартаку" 2:3.

В 1941-м, вскоре после начала Великой Отечественной, Набутов защищал уже не ворота - страну. Сначала сражался на полуострове Ханко, потом был переброшен на "Невский пятачок", переходивший из рук в руки, а в 1942-м находился уже на Ораниенбаумском плацдарме, где полегли тысячи наших воинов. А Виктор - выжил. Наверняка помогло то, что был ловким, увертливым, сильным. И удачливым, конечно.

В семье Набутовых хранится удивительная реликвия - книга Алексея Толстого "Петр I", которую Виктор Сергеевич взял с собой на фронт. Вот что рассказывал об этом сын Виктора Набутова Кирилл в интервью телеканалу "Санкт-Петербург":

- Книга находилась в вещьмешке, когда в отца стрелял, судя по всему, немецкий снайпер. Именно в книгу попала пуля. Еще бы три-четыре сантиметра в сторону, и мы бы с вами не разговаривали.

Пули продолжали лететь, но в этом военном вихре до Виктора Набутова долетела и телеграмма с приказом откомандировать его в Ленинград. Играть в футбол. В 1942-м. В разгар войны. В голодном блокадном городе.

Эта игра войдет в историю как Блокадный матч.

Футболистов собрали с трудом. Сил тренироваться не было. И соперников динамовцам едва нашли. Ими стали рабочие Ленинградского металлического завода (ЛМЗ), на котором до войны базировался "Зенит". ЛМЗ засекретили, назвав его Н-ским заводом.

Виктор Набутов в 1941 году.

31 мая 1942-го матч все-таки состоялся. Стал ли он праздником? Не совсем. Должно быть, не все встретили его с одобрением. Играть в футбол, когда немецкие орудия пристрелялись по городу, чрезвычайно опасно. Но матч должен был показать, что город жив. Конечно, это был и метод пропаганды. Но он вдохновлял страну. И нервировал фашистов.

Футболистам Н-ского завода все равно не хватало игроков - привлекли кого-то из гимнастов. А в воротах сыграл крохотный защитник Иван Куренков. Перед игрой футболисты "Динамо" Аркадий Алов и братья Валентин и Дмитрий Федоровы успели отоварить хлебные карточки. Съели часть пайки. Едва удержались, чтобы оставить немного и на потом: после игры вымотанным и без хлеба домой сил не хватило бы добраться.

Но играли по-настоящему. Кому на сколько хватало сил. Правда, каждый тайм сократили до 30 минут. Виктор Набутов снисхождения к соперникам на поле не проявлял, как и в мирные времена. Не пропустил ни разу, а "Динамо" победило 6:0.

Он провел несколько сезонов за команду и после войны, затем комментировал футбол в Ленинграде. А погиб нелепо в 56 лет - подавился куском мяса. Так закончил свой путь человек, которого на войне спас от смертельной пули "Петр I" в вещьмешке и который много лет спасал ворота ленинградского "Динамо".