13.10.2021 15:59
Поделиться

В Кургане задумались о возвращении регулируемых тарифов в автобусах

В Кургане с октября на ряде автобусных маршрутов цена проезда подскочила с 28 до 30, а кое-где и до 33 рублей. Пассажиры возмущены, мэрия пообещала проверить экономическую обоснованность повышения стоимости билета.
Татьяна Андреева/РГ

Перевозчики, в свою очередь, заявляют о системном кризисе в отрасли: по мнению членов регионального Союза транспортных организаций, причины - многолетнее отсутствие внятной стратегии развития пассажирских перевозок в городе, основанной на анализе реального пассажиропотока, отсутствие бюджетного финансирования, рост стоимости топлива и запчастей.

Началось все еще в 2016 году, когда городские власти перевели перевозчиков на нерегулируемые тарифы. С тех пор цену билета они устанавливают сами, исходя из своей рентабельности, а она едва ли не отрицательная. Перевозчики с нерегулируемыми тарифами кроме расходов на содержание автобусного парка обязаны уплачивать в бюджет с каждого билета 20 процентов НДС, хотя пассажиров больше не стало, новая техника не появилась, дороги не улучшились. Вдобавок ко всему снижается пассажиропоток, предприниматели терпят убытки.

Ситуация, сложившаяся в Кургане, отнюдь не типична: во многих городах, говорят предприниматели, чтобы обеспечить транспортную доступность, вводится регулируемый тариф, перевозчикам субсидируют убыточные маршруты из бюджета. Кроме того, многие муниципалитеты участвуют в федеральных программах, в том числе нацпроекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Благодаря этому транспортникам частично возмещают стоимость новых автобусов из федерального и регионального бюджетов. Курган в этих программах не участвует, поэтому покрыть расходы на новые автобусы можно только за счет оплаты проезда, то есть из кармана пассажиров.

Для удержания цен на приемлемом уровне транспортные компании предложили оптимизировать маршрутную сеть, уменьшить коэффициент беспересадочности. По их данным, в Кургане сейчас он составляет 0,96, а по методикам, разработанным в Минтрансе РФ, должен быть 0,45. Это значит, что 96 из 100 человек ездят без пересадок. В Екатеринбурге, к примеру, этот показатель равен 0,6, за счет этого поступления в два раза выше, чем в Кургане. Также предлагается откорректировать графики маршрутов, развести автобусы между собой. Сейчас порой на одну остановку приходят одновременно пять машин, а потом 40 минут нет ни одной. По мнению перевозчиков, стоит также на 20 процентов уменьшить парк - это повысит наполняемость автобусов, повысит рентабельность перевозок. А участие в федеральных программах позволит привлечь средства на обновление парка, заменить пресловутые ржавые ПАЗики и снизить расходы на обслуживание и ремонт изношенной техники.

Курган в госпрограммах не участвует, поэтому покрыть расходы на новый автобус компания может только из средств за оплату проезда, то есть за счет пассажиров

В муниципалитете, однако, на ситуацию смотрят под другим углом.

- Мы не увидели экономического обоснования повышения стоимости проезда с выкладками и расчетами, - отреагировала на рост тарифов глава Кургана Елена Ситникова. - Перевозчики заявляют, что несут затраты, работают в убыток, но подтвердить это не могут. Если у вас убытки и работать невыгодно, тогда освобождайте рынок. Это открытое рыночное пространство, никто никого не держит. Обанкротились - ушли. Придут те, кто смогут работать с прибылью. Однако ни один добровольно с маршрута пока не ушел.

Мэр пообещала проверить обоснованность роста тарифов вместе с областным профильным департаментом.

Тем временем к решению транспортной проблемы Кургана подключились областные власти: объявлен открытый конкурс на разработку документов транспортного планирования Курганской области. По результатам научно-исследовательских работ в областном центре планируется откорректировать маршрутную сеть, убрать параллельные маршруты и перераспределить пассажиропоток. Как пояснил заместитель губернатора по экономической политике Владимир Архипов, помимо того что данные обследования пассажиропотока будут использованы для корректировки действующих маршрутов, это поможет еще экономически обосновать один из вариантов развития сферы перевозок: либо постепенно при существующей схеме, при нерегулируемом тарифе обновить автобусы, внедрить ГЛОНАСС, тахографы и электронную оплату проезда, либо перейти на регулируемый тариф и разом заменить автобусный парк, в том числе часть затрат планируется компенсировать за счет участия в нацпроекте.

Обновление машин также возможно в рамках реализации проекта комплексного развития общественного транспорта при содействии госкорпорации развития ВЭБ.РФ, однако это потребует софинансирования из областного и муниципального бюджетов, которое исчисляется сотнями миллионов рублей.

Тем временем

Пока власти думают, какой вариант выбрать, перевозчики отказываются от маршрутов. Они уже уведомили транспортное управление города, что не будут обслуживать шесть маршрутов и собираются отказаться еще от пяти. Чтобы не оставить жителей без общественного транспорта, чиновникам приходится уговаривать транспортников временно, без конкурса поработать на "чужих" направлениях. Соглашаются не все.