Один случай сделал известным на весь Советский Союз небольшое уральское село Башкарку: мать, отправившая на войну мужа и троих сыновей, и супруга одного из них в феврале 1943 года купили Т-34 и отправили на фронт.
Сбор денег дался нелегко: продали всю картошку, пустить на мясо телку с бычком. На рынке в Нижнем Тагиле удалось выручить 51 тысячу рублей. Но этого не хватило: боевая машина стоила почти 130 тысяч.
Как пишет "Областная газета", директор Уралвагонзавода, встретившись с колхозницами, решил: завод продаст им танк за ту сумму, что они собрали. "Весь военный конвейер из-за нас на две минуты остановили. На броню укрепили табличку, как мы попросили: "Дорогому мужу и сыну от Евдокии и Ираиды Пономаревых", - вспоминала Ираида Федоровна в восьмидесятые годы, когда стала героиней документального фильма.
Покупали в складчину танки для фронта и Свердловский хлебокомбинат, и Музкомедия, и коллективы газет.
За годы войны с Ямала ушли на фронт 8 982 человека, 2 282 из них не вернулись. Те, кто остался в тылу, отдавали буквально последнее, чтобы помочь армии. Только теплых вещей для бойцов отправили более четырех тысяч посылок.
"Немаловажную роль сыграло участие коренных малочисленных народов Севера - ненцев, ханты, селькупов. Именно на их традиционные отрасли - рыболовство, оленеводство и охоту - пришлась основная нагрузка", - пишет издание "Красный Север".
Предприятия и артели арктического региона выловили 810 тысяч центнеров рыбы, заводы выпустили 22 миллиона банок консервов. Женщины трудились наравне с мужчинами: рыбачки-колхозницы Екатерина Вакуева, Александра Куйбина и Дарья Сераскова ловят рыбу круглый год, систематически выполняя и перевыполняя нормы вылова рыбы - писала газета "Няръяна Нгэрм" за 1942 год.
Занимались заготовкой рыбы и в Югре. Благо, в те годы в северных реках ее было в изобилии. "Баржи с солью приходили из Тюмени и других городов, в такие дни люди могли не спать сутками, чтобы успеть сделать как можно больше. Засольные пункты были прямо на местах лова. В Оби водился муксун, стерлядь. На Самотлоре ловили щуку, окуня, чебака. Еще улов перерабатывали, также сдавая государству и оставляя себе только часть", - говорится в материалах информационно-аналитического портала UGRA-NEWS.RU.
В годы войны на Урал эвакуировали десятки заводов - беспрецедентный случай. В одном Нижнем Тагиле работало более 40 предприятий и учреждений. Выпускали не только легендарные "тридцатьчетверки", но и снаряды, сталь для авиапромышленности, броню, боеприпасы - всего не счесть.
"Фаина Шарунова - комсомолка доменного цеха завода имени Куйбышева, первая в мире женщина-горновая. В 1940 году по призыву Родины к освоению мужскими профессиями перешла работать в доменный цех, где трудилась сначала подручным горнового, а затем - горновой. С 1941-го работала мастером доменного цеха", - пишет "Тагильский рабочий".
Параллельно шла обкатка новых технологий и изделий: бурильщики Высокогорского рудника Степан Еременко и Иван Завертайло усовершенствовали процесс и добились невиданной производительности труда, на полигоне Старатель испытали сотню единиц вооружения - снаряды, детали танков, самоходные установки.
Жители Нижнего Тагила за годы войны внесли свыше 58 миллионов рублей в Фонд обороны. На эти деньги были сформированы целые танковые колонны.
Не отставала и добывающая промышленность.
"Если кокс называют "хлебом" черной металлургии, то марганец можно считать ее "солью" - он нужен для получения присадок, необходимых для выплавки различных марок стали. В годы Великой Отечественной войны марганец в СССР добывали только в Свердловской области - на Полуночном и Марсятском рудоуправлениях", - пишет "Областная газета".
Люди трудились на рудниках на износ: ручной труд, скудный продовольственный паек, морозы и болезни. Смертность среди рабочих была высокой. Тысячи их не дожили до Победы, но сделали все возможное, чтобы она случилась.
Подготовлено по материалам изданий-партнеров "Российской газеты.