Новые нормы затрагивают председателя, его заместителя и членов Конституционного суда РФ, главу и членов Верховного суда, председателей судов. Закон распространится на заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военных кассационных или апелляционных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, суда по интеллектуальным правам. Полномочия всех этих судей сможет прекращать Совет Федерации - представление президента будет рассматриваться в течение 14 дней.
Порядок его внесения будет определен главой государства.
Ранее глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников пояснял, что по другим основаниям (к примеру, ненадлежащее исполнение обязанностей), а также в отношении других категорий судей (мировые судьи, судьи районных, областных судов) сохранится действующий порядок прекращения полномочий.
Как рассказывал ранее глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, принятый закон также предусматривает упразднение конституционных (уставных) судов субъектов РФ в срок до 1 января 2023 года. "В данной части законодательство приводится в соответствие с новой редакцией статьи 118 Конституции, в которой региональные конституционные суды, как суды, входящие в судебную систему РФ, не упоминаются", - разъяснил сенатор.
В то же время предусматривается право регионов принимать решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах власти субъектов РФ. "Таким образом, гарантии прав граждан по проверке конституционности положений региональных актов сохранятся", - подчеркивал сенатор Клишас.
"Закон направлен на практическую реализацию поправок к Конституции, принятых летом этого года, в том числе в части организации и структуры судебной системы, - пояснил "РГ" доктор юридических наук Иван Соловьев. - Что же касается порядка прекращения полномочий судей в случае совершения ими серьезных проступков, его принятие послужит укреплению доверия граждан к судебной системе, продемонстрирует ее движение к прозрачности и доступности государственного и гражданского контроля за ней.
Ведь гарантии независимости судебной системы заключаются не только в особом статусе судей и корпоративности судейского сообщества, но и в законодательном закреплении положений, свидетельствующих о том, что судьи - это такие же граждане РФ, только наделенные особыми полномочиями. Что предусматривает наличие у них высоких моральных качеств и стандартов поведения, а также их повышенную ответственность перед обществом".
"Повышение требований к судьям, безусловно, скажется на качестве работы судебной системы и на повышении уровня доверия населения к ней", - считает председатель Общероссийского движения "Сильная Россия" Антон Цветков.