Но больше всего было интересно другое: почему именно из ансамблей Игоря Бутмана вышло так много звезд современного джаза: трубач и телеведущий Вадим Эйленкриг, пианист Иван Фармаковский, гитарист Евгений Побожий, пианист и певец Олег Аккуратов, да всех не перечтешь. Как там формируются такие отношения, что артисты не ревнуют к успехам коллег, а наоборот, искренне помогают - в студиях, концертах, неожиданных проектах? Может быть, даже не надеясь на скорые гонорары? Музыка у Квинтета Сергея Долженкова, кстати, не совсем форматная для нынешней моды, это - энергичный, щедрый на идеи и фантазии фьюжн, с отважной перекличкой сольных партий и сменами напряжения, и с веяниями лучшего мирового джаз-рока поры 70-х…
Впрочем, после концертной презентации альбома Rebirth в "Клубе Игоря Бутмана на Таганке" мы говорили с лидером Квинтета не только о музыке. А и о странствующей жизни, умении видеть знаки в поворотах cудьбы, и о том, как талантливые люди учатся тушить в себе присущую артистической профессии невольную зависть, ну и, конечно, каково это - играть фьюжен всем вместе, в таком большом сводном импровизационном ансамбле и даже ни разу не поссориться? Прежде такое удавалось, кажется, только "Популярной механике" Сергея Курехина…
Вы родились в Томске, учились в Кемерово, Санкт-Петербурге, потом переехали в Москву и вас пригласил Игорь Бутман… Только так, помотавшись по свету, и можно было стать столь универсальным и востребованным тромбонистом, которого ценят в России и в Европе? Или все-таки был способ проще?
Сергей Долженков: Наверное, был, но у многих музыкантов свои непростые истории. Вот я, например, приехал поступать в Санкт-Петербургский университет культуры, а на вступительных экзаменах сидел один из музыкантов Елены Ваенги, тогда еще малоизвестной. Он-то и порекомендовал меня в ее ансамбль, ну а мне как раз очень нужна была работа. Я тогда, кстати, даже не знал, кто такая Ваенга. Согласился, а после ухода из ее коллектива достаточно активно занялся сольной карьерой. И очень много выступал, везде, где только можно и где нельзя (улыбается). Наверное, такая моя активность как солиста и повлияла на решение Игоря пригласить меня в свой ансамбль.
Да уж, Игорь Бутман и сам человек очень энергичный, непоседливый, активный и людей таких же - особенно ценит. А какие свои содружества с известными артистами вы особенно цените и какую цель себе ставили? Ведь тромбон не самый раскрученный инструмент в джазе, и стать звездой в нем намного проще, играя соло на саксофоне или фортепиано?
Сергей Долженков: Я никогда не ставил себе заоблачных целей, только те, которые я могу достичь. И, наверное, многому научился у Чика Кориа (джазовый пианист и композитор). Лет двадцать назад мне удалось достать видеокассету с его мастер-классом. А там Кориа сказал очень важную штуку: "К своей цели нужно идти поэтапно, каждый день делая маленькие шажки. А иначе никак!.." То есть постоянно нужна самоорганизация и дисциплина. Так и стараюсь жить… Так что цели я своей пока не достиг, но думаю, что двигаюсь в правильном направлении. По крайней мере, надеюсь, что в правильном.
Кстати, не обижается ли Бутман на то, что музыканты его ансамбля, в частности вы и Евгений Побожий, все больше времени тратите на свои проекты, теперь вот и на этот успешный Квинтет. Какие советы он вам дает?
Сергей Долженков: Надеюсь что нет, ведь и по поводу моего творчества Игорь мне никогда ничего не советовал. Да я и не просил... Бутман делал и делает для меня более продуктивные вещи: дает сцену, на которой я могу играть и репетировать. И это гораздо важнее, потому что личный опыт гораздо ценнее чужого. Кстати, о Евгении Побожем. Забавно то, что мы родились и выросли практически в одном городе, оба учились в кемеровском институте, а познакомились только в Москве. Я как-то пригласил его поиграть со мной, и вот он до сих пор играет. Наверное, ему нравится моя музыка, а может, Женя слишком воспитанный и не может отказать другу.
Но, может, то, что вы теперь еще и преподаете в Академии джаза, создателем и директором которой является Игорь Бутман, - как раз ваша "трудовая повинность" за отвлечение на сольные проекты?
Сергей Долженков: Само создание Академии джаза в нашей стране это очень важный шаг для развития джазовой музыки, да и музыкальной культуры в целом. А что касается моего трудоустройства… Естественно, Игорь Михайлович никого не заставляет. Он и меня просто спросил: "Пойдешь?". Я ответил: "Да!". Вот и все наши переговоры по трудоустройству.
А как сформировался в итоге ваш музыкальный вкус и стиль, моментально опознаваемый в современном джазе?
Сергей Долженков: Примерно с тринадцати лет и до сих пор я являюсь поклонником творчества группы Prodigy. Потом жизнь изменила культовая фьюжен-группа Brecker Brothers. А затем замечательный немецкий трубач Till Bronner окончательно сформировал мой стиль игры. То, что в итоге получилось, журнал Downbeat назвал электро-фьюженом. Наверное, так и есть. Вам всем виднее.
Из-за обилия дел (концерты, гастроли, педагогика) вы и записывали дебютный альбом Квинтета так долго?
Сергей Долженков: Да, над диском Rebirth мы работали примерно полтора года. Музыканты, которые приняли участие в записи - Евгений Побожий, Вячеслав Быстров, Антон Давидянц и Александр Кульков - очень востребованы, и собрать их вместе было почти невозможно. А потом еще и пандемия, поэтому в основном писали все "на удаленке"… Ну, а презентацию я очень хотел сделать и со своим оркестром. Не удивляйтесь, да, у меня уже есть и он: я уже третий год руковожу Оркестром Института культуры. И мы регулярно, практически каждый месяц, делаем программы с Ларисой Долиной и ее студентами в "Клубе Игоря Бутмана"…
Именно там провели и презентацию. Сыграли так, что до сих пор дрожь берет, естественно, от удовольствия. А пару дней спустя, по просьбам зрителей, повторили концерт и в Клубе Алексея Козлова. Думаю, мы еще чаще будем играть в составе Sergey Dolzhenkov Quintet + Big Band. Потому что когда так много хороших музыкантов на одной сцене - это совсем другая энергетика. Трудно описать словами, нужно приходить и слушать. Мало никому не покажется (улыбается)…