"Мы хотим научить наши системы "думать" над сложными таможенными процессами и решать задачи, связанные с обработкой больших массивов данных", - сказал глава ФТС Владимир Булавин на Международном таможенном форуме в Москве.
ФТС ведет разработку модели интеллектуального пункта пропуска. Она предусматривает полную автоматизацию процесса таможенных операций. Основой такой модели должна стать единая для всех контролирующих органов информационная система, в которую будут интегрированы все существующие технические средства таможенного контроля. Это позволит упростить и ускорить процесс администрирования, вывести его на принципиально новый уровень.
Для морских и авиационных пунктов пропуска эта технология уже находится в высокой стадии готовности. Для автомобильных и железнодорожных ее планируется разработать в рамках реализации "Стратегии-2030", сказал Булавин.
Искусственному интеллекту также собираются доверить очень важный сегмент - формирование профилей рисков участников внешнеэкономической деятельности.
"С одной стороны, минимизация участия сотрудников таможенных органов в этом процессе позволит повысить доверие бизнеса к результату. С другой - правильный алгоритм анализа данных даст возможность с большей степенью вероятности выявлять те случаи, когда действительно необходимы вмешательство человека, углубленный контроль и, возможно, применение каких-либо взысканий", - пояснил замминистра финансов Илья Трунин.
Таможня одним из первых ведомств стала внедрять современные технологии. В 2019 году автоматически зарегистрировано 86,6 процента деклараций по экспорту и 45,1 процента по импорту, автоматически выпущено деклараций участников ВЭД низкого уровня риска 49,1 процента по экспорту и 39,1 процента по импорту.
В России работают уже 12 центров электронного декларирования, в них оформляется почти 65 процентов всех деклараций. Такие центры предназначены для "дистанционного" пропуска товаров через государственную границу. Сам товар размещается на складах возле границы России, а весь обмен информацией о ввозимой продукции с таможенной службой ведется в электронном виде. При такой схеме на сухопутных таможенных постах и в портах проводится только визуальный осмотр товара. Создание центров позволяет перейти на электронный документооборот и снизить логистические и транспортные издержки для компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, а, кроме того, сократить время таможенных операций.
"К концу 2020 года мы планируем завершить реформу, связанную с созданием центров электронного декларирования, и сосредоточить в них все таможенное оформление", - сообщил Булавин.
Всего таких центров будет 16. В этот список входят восемь электронных таможен в столицах округов, ЦЭДы в Калининградской и Московской областных таможнях, электронная таможня Московского авиаузла, центры в энергетической и акцизной таможнях и в портовых таможнях: Новороссийске, Владивостоке и Санкт-Петербурге.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"