Как пишет El Pais, сеньору Калатраве был выставлен штраф в 78 тысяч евро, еще на 11 тысяч оштрафован инженер Сальваторе Венто, курировавший строительство. Изначально власти города, которые сами же выписали заграничного архитектора с мировым именем, а затем соглашались со всеми его творческими идеями, вообще хотели получить с него около трех миллионов евро за "вопиющую халатность". Эта формулировка осталась в постановлении суда в отношении дизайна и стоимости конструкции. Стометровому мосту, соединившему железнодорожный вокзал Санта-Лючия с большим автовокзалом на Пьяццале Рома, не везло с самого начала. Многие местные жители выступали резко против хайтековского новодела, построенного явно в интересах туристов, - тем более что новых мостов в городе на воде не возводили 125 лет. В народе детище Калатравы наградили нелестным прозвищем "стеклянный лобстер".
Изначально авторы проекта рассчитывали закончить его к 2004 году, уложившись в 4 миллиона евро. Но пока сроки сдачи объекта затягивались, "лобстер" подорожал сначала до семи, а в конечном счете обошелся городской казне в 11,6 миллиона. Не говоря уже о том, что его приходилось ремонтировать и достраивать. Когда мост был готов, критики вдруг возмутились, что он не оборудован пандусом для инвалидов. Пришлось строить специальную кабинку на рельсах, которая, впрочем, не раз выходила из строя, - однажды там застряла группа американских туристов. Кроме того, в жару воздух внутри прогревается до 50 градусов.
В общем, кабину решили демонтировать - впрочем, на это нужно еще 40 тысяч евро. Немало нареканий вызывают и стеклянные ступени моста, по которым ежедневно проходят десятки тысяч ног. Предполагалось, что они прослужат хотя бы два десятка лет, однако некоторые уже пришлось заменить. Кроме того, они оказались невероятно скользкими - особенно в дождливую погоду или когда на город в зимнее время спускается туман. Катить по ним чемоданы не слишком удобно. Только за первую неделю, после того как мост Конституции был введен в строй, десять человек вывихнули на нем лодыжки или получили другие травмы при падении. Впрочем, один местный доктор тогда предположил, что дело вовсе не в мосте, а в особом "синдроме Венеции", который заставляет путников, очарованных видами лагуны, в восхищении глазеть по сторонам, а не себе под ноги. Тем временем сам 68-летний Сантьяго Калатрава все обвинения в свой адрес отрицает. "Моя работа ограничена эстетикой. Я не мог влиять на выбор и работу подрядчиков, и многое из того, что потом происходило, было мне неподвластно", - заявил мэтр, чьи творения, кстати, уже вызвали нарекания. Так, три построенных им моста в Голландии поржавели год спустя, а в казну испанского Овьедо он выплатил 3,15 миллиона евро из-за рухнувшего карниза Дворца конгрессов.