Самолет выполнял обычный рейс из подмосковного аэропорта Жуковский в Симферополь. Большинство пассажиров - семьи с детьми, летящие к морю отдохнуть в последний летний месяц. Ничто не предвещало такого крутого разворота в утреннем подмосковном небе.
Спустя 15 минут после вылета авиалайнер столкнулся со стаей чаек, которые попали в двигатели воздушного судна. Сразу отказали оба двигателя, до аэропорта не дотянуть, оставался единственный вариант - сажать огромную машину прямо в поле. "Экипаж принял решение произвести посадку перед собой", - сухо сообщает минтранс. Трудно осознать, что это означает, без подробностей.
Airbus А321 - один из самых крупных в семействе "Аэробусов", его посадочный вес до 77 тонн. То есть с такой массой воздушное судно касается земли. Если вес превышен, грозит катастрофа. Поэтому в случае вынужденной посадки экипаж сбрасывает невыработанное топливо, это лишние тонны. Поступить так сейчас не было возможности. Вынужденное приземление произошло на кукурузном поле, в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы. Садились с выключенными двигателями и убранными шасси.
Представим, как огромная махина с полным баком топлива брюхом ложится на землю. Конечно, был удар, пассажиров трясло. Самолет получил повреждения, вылилась примерно тонна топлива. Но на этом инцидент и закончился. Конечно, можно говорить о чуде, но в первую очередь это история о героизме и профессионализме экипажа воздушного судна.
"Экипаж слаженно организовал и осуществил эвакуацию всех пассажиров по аварийным надувным трапам", - заявили в минтрансе. На минуточку, пассажиров более двухсот человек, среди них пострадавшие, дети, все напуганы, а разливается топливо… трудно в такой ситуации сохранить холодную голову и не допустить паники. Но героическому экипажу это удалось. На земле тоже отреагировали оперативно, на место катастрофы выехало 20 бригад "скорой помощи", был задействован вертолет санавиации, рассказали в Минздраве.
Глава правительства Дмитрий Медведев поручил Минтрансу подготовить документы для представления членов экипажа к наградам. А расследованием инцидента займется специально сформированная комиссия. Бортовые самописцы не пострадали, их отправили в Межгосударственный авиационный комитет. Расшифровка займет около трех дней, сообщил руководитель Росавиации Александр Нерадько. Он отметил, что необходимо предпринять дополнительные меры по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. Следственный комитет по Московской области возбудил уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта".
После инцидента в больницу отправили три десятка пассажиров. Всего за медицинской помощью обратились более 70 человек, а госпитализировали только одну женщину. Глава Минздрава Вероника Скворцова высказала слова признательности пилотам и членам экипажа. Благодаря их профессионализму удалось избежать серьезных травм и повреждений у пассажиров, отметила она.
В авиакомпании сразу же после инцидента заявили, что отправят пассажиров в Симферополь резервными бортами. Правда, многие пассажиры не захотели снова лететь и сдали билеты, им полностью вернут деньги. Остальные отправляются в Симферополь разными рейсами, некоторые улетели уже 15 августа. Багаж выгрузили из пострадавшего самолета и передали пассажирам.
Всем пассажирам выплатят компенсацию по 100 тысяч рублей, заявили в компании "Рампорт Аэро", которая владеет аэропортом Жуковский. А пострадавшим полагаются страховые выплаты в соответствии с законом об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика, сообщили во Всероссийском союзе страховщиков. Самолет и ответственность авиаперевозчика застрахованы в компании "АльфаСтрахование", где подтвердили готовность сделать выплаты. Выплачиваться будет фиксированная сумма за травму, например, за перелом бедра предусмотрена компенсация от 80 до 300 тысяч рублей.