09.03.2019 14:59
    Поделиться

    Видео: каким мы запомним Владимира Этуша

    Один из самых любимых советских и российских актеров Владимир Абрамович Этуш скончался сегодня утром в больнице, куда его доставили накануне, 8 марта.

    Не секрет: в последнее время 96-летний артист сильно хворал, но бодрился. Хотя спектакли с его участием приходилось отменять - почтенный возраст давал знать. 

    Владимир Этуш родился в 1922 году. Воевал, уйдя на фронт добровольцем. Был ранен, награжден. В 1945-м окончил актерский факультет Театрального училища имени Щукина и был принят в труппу Театра имени Вахтангова.

    Сниматься начал в пятидесятые - сыграв флотоводца Сеида-Али в "Адмирале Ушакова" Михаила Ромма. И хотя далее артист появлялся на экранах регулярно, вплоть до 2017 года, фильмография Этуша не особо обширна, поскольку большая часть творческой жизни Владимира Абрамовича это, всё-таки, театр.

    Но если уж были роли в кино, хоть эпизод, то это всем ролям роли!

    По традиции, которую никак не получится назвать доброй, давайте вспомним самые "народные", памятные, яркие и цитируемые кинороли Владимира Абрамовича.

    Чезаре в "Оводе", Король в "Старой, старой сказке", Пьетро в "Тени", граф Приправаспагетти в "Цирк зажигает огни" и принц Бурухтан Второй-Второй в "Неисправимом лгуне". 

    А в череде этой сияющих образов - ряд тех, что знакомы буквально каждому - вплоть до реплик назубок.  

    1966-й. Мегакульт Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Товарищ Саахов, заведующий райкомхозом - сборная сатирическая солянка на хапуг, коррупционеров и пережиток прошлого в принципе. Каждая реплика - золото. (Впрочем, других в этой ленте и нет.)

    Изначально Гайдай настаивал, чтобы товарищ Охохов (именно так персонаж изначально был прописан в сценарии) был подан максимально гротескно, на уровне пародии, но Этуш предложение оспорил словами, что это не совсем разумно - состязаться с троицей Трус-Балбес-Бывалый, поэтому предложил трактовать чиновника с убийственной серьезностью. И попал в точку.  

    По воспоминаниям актера, после выхода фильма он стал на Кавказе и в республиках Закавказья национальным героем. И хотя друзья пугались, что за такую роль горячие парни Этуша теперь и "прибить могут", вышло с точностью до наоборот: "На Кавказе приняли как родного. Как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов - это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, да и грузины тоже принимали явно не за своего. Всем было приятно. Особенно мне", - шутил Владимир Абрамович.

    1973-й. Опять Гайдай. Опять Шурик и опять мегакульт - "Иван Васильевич меняет профессию". Антон Семёнович Шпак, зубной врач.

    Изначально Этуш, кстати, пробовался на Ивана Грозного. Наряду с Евгением Евстигнеевым, Георгием Вициным, которого худсовет отмел сразу, и Евгением Лебедевым. В итоге, как знаем, роль досталась блестящему Юрию Яковлеву, который смог наиболее убедительно "раздвоиться".

    А между ними - не будем забывать! - у того же Гайдая Этуш сыграл в "12 стульях" несчастного инженера Андрея Михайловича Брунса: мусик, гусик и безумие ползучего отца Федора.

    К слову, Михаил Пуговкин, сыгравший в трактовке истории Гайдаем Федора, был глубоко верующим человеком, и перед тем, как согласиться на роль священника, советовался со своей матерью, которую глубоко чтил. С некоторыми трудностями получив ее благословение. Да и духовник после пенял актеру, мол, да что ж это за батюшка у вас такой, Михаил Иванович, - пальмы бодает?!  

    1975 год. Леонид Нечаев, Инна Веткина - музыкальный телефильм "Приключения Буратино". Этуш - меломан, доктор кукольных наук и, как это сейчас принято говорить, главный антагонист деревянного человечка - Карабас-Барабас, почтенный сирота, личный друг Тарабарского короля… Естественно: просто праздник.

     

    "31 июня". Советское музыкальное фэнтези по мотивам повести Джона Бойнтона Пристли. Леонид Квинихидзе - режиссер, Нина Фомина - автор сценария, серьезно перекроившая оригинал, композитор - Александр Зацепин, и Этуш - в роли Мальгрима, магистра черной и белой магии, злого волшебника, одержимого брошью Мерлина.