25.02.2019 19:19
    Поделиться

    Какими работами запомнился Алексей Балабанов

    25 февраля одному из самых самобытных режиссеров отечественного кинематографа Алексею Балабанову исполнилось бы 60 лет. Он стал автором не просто "модных" для своего времени фильмов; он рассуждал над главными проблемами общества, выпавшего из ХХ века и ступившего в век ХХI. Балабанову удалось построить свой мир, обойтись без жалости к зрителю и стать народным героем с жесткой системой ценностей, которой так не хватало на пороге нового столетия.

    "Брат", 1997

    Идея снять "Брата" пришла к Балабанову после прочтения романа "Антикиллер" Корецкого, так как в 90-е боевики пользовались особым спросом. И эта затея превратилась в главный для режиссера (да и, пожалуй, для целого поколения) фильм, описавший переломное десятилетие, когда характерными стали растерянность, простодушие и отстраненность. Данила Багров, одинокий, выпавший из общего контекста после возвращения из армии, моментально превратился в первого героя постсоветского кинематографа и стал родным для широкого зрителя. Потому что тому самому зрителю были знакомы потерянность и одиночество. Создание ленты держалось на энтузиазме команды: многие работали бесплатно или за символическую сумму, а финансировала создание фильма СТВ, частная киностудия Алексея Балабанова и Сергея Сельянова.

    "Мы со Славой [Бутусовым] договорились, что он дает нам музыку просто так, а я потом делаю ему клип на основе фильма. Клип этот потом показывали по телевизору много раз. Собрались и сделали кино вместе. Очень дешево и быстро. Света Письмиченко по старой памяти снялась, в "Замке"‑то она получала деньги. Витя Сухоруков тоже по старой памяти", - вспоминал режиссер. К слову, картину сняли за 31 день - поучиться бы современным кинодеятелям!

    "Война", 2002

    Над сценарием режиссер начал работать в 1998 году. "Во-первых, война (вторая чеченская) тогда шла. Во-вторых, я познакомился с ребятами, которые в ямах сидели. Они мне очень много рассказали про это всё - про чеченцев, про зинданы... Одного парня просто из Москвы украли - в фуре со стекловатой вывезли в Чечню на Новый год. Папа у него богатый просто очень был. Я встречался в Москве с теми, кто выжил. Очень многие не вернулись просто. И я решил сделать кино", - вспоминал Балабанов в 2009 году.

    Помимо обычных киношных трудностей команда столкнулась с трудностями психологическими. Чтобы добиться максимального натурализма, режиссер просматривал кассеты, на которых боевики пытали пленных. Вероятно, отсюда и рождается впечатление, что фильм Балабанова - не просто о чеченской кампании, но о природе вооруженных противостояний в принципе. И сам режиссер называл свою картину "неполиткорректным "Кавказским пленником".

    "Жмурки", 2005

    Черную комедию Алексея Балабанова "Жмурки", кажется, в нашей стране видел каждый вне зависимости от возраста или политических взглядов. Эта работа режиссера стала достойным ответом "Бешеным псам" Квентина Тарантино, и отсылки к манере американского режиссера порой неприкрыто проскакивают в гротескной и пародийной ленте Балабанова. Здесь сошлись замечательные треки, любимая режиссером атмосфера 90-х годов, прекрасно показавшие себя, хоть и редко радующие талантом актеры. Фильм прекрасен тем, что он не скрывает своей сатирической направленности и строго осуждает среду, в которой приходится существовать народу: здесь бургеры соседствуют с пирожками, а бандиты становятся депутатами.

    "Мне не больно", 2006

    Алексей Балабанов впервые попробовал отойти от жанра боевика и обратиться к теме жизни с осознанием смертельного заболевания в трогающей сердца картине "Мне не больно". "Фильм "Мне не больно" - новая страница в биографии Алексея Балабанова. Это большое мужество - отказаться от того, что было раньше так успешно, что приносило режиссеру славу, и поставить на новую неизведанную страницу в своем творчестве", - отмечал в интервью "РГ" исполнивший роль Сергея Никита Михалков. А Рената Литвинова покорила зрителей в образе умирающей от рака крови Таты: актриса стопроцентно совпала со своим образом на экране, и заслуга Балабанова в том, что именно он настоял на участии Литвиновой в фильме.

    "Груз 200", 2007

    Картина Балабанова еще больше резонирует на фоне предыдущей работы, мелодрамы "Мне не больно", которую уже успели назвать новой "тенденцией" Балабанова. Впрочем, сценарий к ней писал не сам режиссер, а "Груз 200" - полностью балабановский продукт. Многие актеры, прочитав сценарий, отказывались сниматься в фильме и советовали режиссеру прекратить работу над проектом. Среди них были Евгений Миронов и Сергей Маковецкий, для которых, кстати, и писался сценарий. Понять их можно - фильм получился намного более жестоким, чем предыдущие работы режиссера: насилие психологическое сменялось физическим, страх полной безнаказанности тех, кто его совершает. И виной всему этому злу - равнодушие, что тоже особенно пугает.

    Фильм закрепил за режиссером ярлык "чернуха": ленту о жестоких нравах провинциального города и звенящей безысходности во "второй половине 1984 года" противоречиво приняли зрители и критики. Для одних фильм стал лучшим за всю карьеру режиссера, других от него воротило. "Груз 200" для меня лично - не приговор и не дань. Это просто кино про 1984 год, каким я его помню, каким я его представляю и вижу. Мне хотелось сделать жесткий фильм о конце Советского Союза - вот я его и сделал", - рассказывал Балабанов в интервью.

    Поделиться