22.08.2018 17:15
    Поделиться

    Пять малоизвестных фактов об оружии и технике в Курской битве

    23 августа - День разгрома советскими войсками фашистов в Курской битве. Курская битва завершилась 75 лет назад. По масштабам, напряженности, участвующих в сражениях войсках она не имеет равных.

    Для фашистов это была последняя надежда попытаться взять в руки стратегическую инициативу и опять пойти на Москву. Ставка была сделана не только на количество войск - особые надежды возлагались на оружие. Это была параноидальная мечта Гитлера: он требовал от инженеров вундерваффе чудо-оружия, с которым его солдаты захватят весь мир.

    Психические отклонения такого типа заразны. В своих мемуарах рейхсминистр вооружений и боеприпасов Германии Альберт Шпеер описывал: создатель немецких "Фау" Вернер фон Браун по приказу рейхсфюрера СС Гиммлера был брошен в тюрьму. За то, что по личной инициативе в секретном ракетном центре в Пенемюнде начал разрабатывать… межконтинентальную почтовую ракету. Браун решил: раз скоро завоюем весь мир, включая США, то надо же почту в колонии доставлять...

    Гиммлер был взбешен не из-за почтовой ракеты, а потому, что Браун был обязан доводить до ума приоритетный проект: баллистическую ракету "Фау-2".

    Для Брауна история завершилась хеппи-эндом: Гитлер почувствовал родственную душу и приказал выпустить ракетчика из тюрьмы. Вернер фон Браун благополучно пережил крах Третьего рейха, уехал в США. На его ракете первый американец слетал в космос (отстав от СССР: ракета Королева раньше вывела на орбиту корабль с Юрием Гагариным), а астронавты США высадились на Луну...

    Самолеты "фокке-вульф" для Гитлера создавал человек по фамилии Танк

    Но вернемся на землю. Именно во время Курской битвы стало ясно, что никакие технические новинки не обеспечат победу. Гитлер бросил на нас свои лучшие кадры: Эриха фон Манштейна, Германа Гота, Вальтера Моделя. Не помогло. Германии можно было надеяться лишь на чудо - вот они и стали на него надеяться. Космические ракеты и стратосферные "летающие тарелки" отнюдь не вымысел, а реальные проекты фашистской Германии. Какие-то успели воплотить, какие-то - нет.

    Впрочем, в Курской битве "летающих тарелок" и не было, но наша армия столкнулась с весьма совершенными проектами: танками "Тигр" и "Пантера", истребителями "фокке-вульф-190". Им противостояло оружие, созданное советскими оружейниками.


    1. Клим скоростной

    Тяжелый КВ-1 ("Клим Ворошилов-1") до появления "Пантер" и "Тигров" был самым мощным танком в мире. Немцы называли его Gespenst - "Призрак".

    Но из войск поступали рапорты о его недостаточной подвижности, были нарекания на коробки передач и прицелы.

    Ситуация с дефектом КПП приобрела такие масштабы, что весной 1942 года на Крымский фронт послали разбираться начальника со страшной репутацией: армейского комиссара 1-го ранга Льва Мехлиса. В войска выехал также Жозеф Котин, один из отцов КВ.

    Но главная проблема - двигатель. Попытки форсировать имеющийся - с 600 до 650 л.с. - были неуспешны, двигатель перегревался. А заменить на новый в условиях войны возможности не было.

    Генералы смотрели на ситуацию со "своей колокольни". И докладывали Сталину, что КВ разрушает мосты и разбивает дороги. А главное - пушка на тяжелом "Климе" и на среднем Т-34 одна и та же.

    Меры были приняты. Конструкторы снизили вес до 42,5 тонны. Танк КВ-1С испытали как у нас, так и в США. Были замечания (идеальных танков не бывает), но в целом результаты были позитивные. Оружие оставили прежним: 76,2-мм пушка ЗиС-5. Улучшилась маневренность, возросла скорость: с реальных 28 км/ч (по паспорту 34 км/ч) до 43 км/ч. Собственно, "С" в названии и говорит о скоростных качествах нового танка. Но толщиной брони пришлось несколько пожертвовать.

    Его запустили в производство в августе 1942-го. Танки КВ-1С отличились под Сталинградом, отлично себя показали в Курской операции. Но хороший танк оказался в сложной нише. Он имел равное вооружение с Т-34, превосходил последнего броней, но уступал в подвижности. И был сложнее и дороже в производстве. И когда на Т-34 поставили мощную 85-мм пушку, руководство сочло, что преимущества тяжелого танка перед средним утрачены.

    КВ-1 знающие люди расшифровывали: Котин - Ворошилову

    Ну и личные факторы, куда ж без них. Сталин несколько недолюбливал этот танк. В историю вошла его фраза: "Т-34 по глубокому снежному покрову ходит хорошо, как ласточка летает, а КВ - плохо". Вообще-то это относилось к танку КВ без литеры "С". Но объективно и тяжелый КВ-1С не был ласточкой на фоне среднего Т-34.

    Кстати, имя танка знающие люди расшифровывали: Котин - Ворошилову. Жозеф Котин был женат на дочке легендарного маршала. Но даже такие имена не изменили судьбу незаурядной машины. В сентябре 1943-го КВ-1С сняли с производства (произведя 1200 машин) в пользу ИС-1.


    2. Танки с неба

    Тяжелый истребитель FW-190 ("фокке-вульф-190") наши летчики окрестили "фоккером", или "фокой", и считали сильным противником. Отмечая, что бить "фоку" все-таки возможно.

    Немецкие авиаконструкторы Генрих Фокке и Георг Вульф не имели отношения к созданию "фокке-вульф-190". Они в 1920-х основали фирму, названную в честь самих себя. Георг Вульф разбился в 1927 году во время испытания самолета. Генрих Фокке ушел из руководства фирмы, переключившись на создание вертолетов. FW-190 для Гитлера создал конструктор по имени Курт Танк.

    Наши ветераны в мемуарах недобрым словом поминают фашистские "рамы" - "глаза" вермахта - самолет-разведчик FW-189. Сконструировал и лично испытывал его все тот же Курт Танк. Производство FW-189 наладили на заводах в немецком Бремене, Праге и во французском Бордо. В 1942 году чехи и французы произвели "рам" для люфтваффе в четыре раза больше, чем немцы. Причем французские "рамы" по техническому совершенству превосходили даже германские. Так что в Курской битве в нашем небе висели "рамы", собранные мозолистыми руками французских и чешских рабочих.

    Но история обожает парадоксы. Против "фоккеров" над Орлом и Белгородом сражались в том числе французы из "Нормандии - Неман" на Як-3. Позже к ним присоединились чехи из 1-й смешанной чехословацкой дивизии ВВС СССР, летавшие на Ла-5ФН.

    ...Что касается FW-190, то на Восточном фронте в начале войны их применяли эпизодически (под Ленинградом и в районе озера Ильмень). Пытались использовать под Ржевом, но моторы "фок" перегревались, в бой такие послать не рискнули. С эскадрами, вооруженными FW-190, наши ВВС столкнулись уже в ходе Курской битвы.

    Ремонт Ла-5 в 721-м истребительном авиаполку. 1943 год. Фото из архива В. Котюха /wikipedia.org

    Это были уже "доведенные до ума" самолеты, избавленные от проблем с двигателями. Достойным соперником им стал наш великолепный Ла-5ФН ("форсированная модель с непосредственным впрыском топлива"). "Лавочкин" был вооружен двумя 20-мм пушками ШВАК. "Фоккер" нес два пулемета, от 2 до 4 20-мм пушек.

    Ла-5ФН по каким-то характеристикам уступал "фоккеру", в чем-то его превосходил. В конечном итоге все зависело от летчика.

    20 июля 1943 года старший лейтенант Алексей Маресьев на Ла-5 сбил два FW-190. У "Лавочкина" тяжелый руль поворота. Для понимания: ноги пилота - на педалях, которые управляют рулем поворота на киле. А Маресьев в 1942-м потерял ноги: их ампутировали в области голени. Летал на протезах. Но как летал!

    24 августа 1943 года Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

    В ходе операции "Цитадель" немцы использовали сотни FW-190. Немногие уцелели. Германские эскадрильи вновь перевооружали на более дешевые "Мессершмитты". Заводы "Фокке-Вульф" не успевали восполнять потери.

    Курт Танк совершенствовал свои истребители, предложил версию реактивного истребителя… Но небо уже принадлежало нашим асам. У Германии закончились опытные летчики. Их кости лежали среди обломков "фоккеров" и "мессеров" на нашей земле.

    Гримаса истории: самолеты конструкции Курта Танка проиграли советским истребителям еще раз, уже после войны. В начале 1960-х он создал истребитель-бомбардировщик "Марут" ("Дух бури") для ВВС Индии. Самолет был неплох, успешно воевал с Пакистаном. На его базе Танк начал создавать сверхзвуковой истребитель. Но Индия резко свернула проекты в пользу советских МИГов. Курт Танк консультировал разные проекты, включая "Торнадо", получал награды от правительства. Но самолетов больше не создавал. По какой-то иронии судьбы соперничество с нашими конструкторами для него заканчивалось плохо.

    Судьба наверное.


    3.Трофейные

    Обе стороны использовали технику, захваченную у противника.

    Немцы формировали целые роты трофейных танков Т-34. Германские танкисты считали Т-34 превосходным танком. Как и КВ-1.

    СССР тоже не пренебрегал трофеями. Только лишь на заводах Москвы и Сталинграда за время войны было отремонтировано 800 немецких танков и САУ.

    Больше всего у нас было немецких танков Т-III и Т-IV. Были даже разработаны подробные инструкции по обучению экипажей.

    В меньшем количестве брали в плен и тяжелые "Пантеры" и "Тигры". "Пантеры" впервые были использованы на южном выступе Курской дуги в июле 1943 года.

    С трофеями, естественно, были проблемы. Экипажи часто их ломали. Запчасти были в дефиците: взять их можно было только с других машин. Отличная танковая 75-мм пушка обр. 1942 г. KwK42, стоявшая на "Пантере", позволяла использовать танк в подразделениях истребителей танков. Но встал вопрос: где брать боеприпасы? Наши не подходили, трофейные быстро заканчивались.

    Зато были случаи, когда советские войска на трофейных танках входили в тыл немцам (те их принимали за своих) и учиняли жуткий разгром.

    А вот использование одновременно и своих и трофейных танков в одном подразделении одновременно приводило к непредсказуемым результатам. Реальный случай: осенью 1943 года в боевых порядках 59-го отдельного танкового полка наряду с советскими танками в бой отправили трофейную "Пантеру". Сначала немецкие артиллеристы ее берегли: думали, что она своя, просто в бою зашла далеко во вражеский тыл. Зато когда истина открылась, то вся огневая мощь артиллерии сосредоточилась на этой "Пантере".

    И таких случаев было немало. От экипажей этой техники требовался особый героизм.

    К курьезам использования трофейной брони можно отнести и такой факт: на 1-й рембазе (Москва) трофейные "Тигры", не подлежащие восстановлению, стали источником запчастей для советских танков. В частности, из резиновых бандажей "Тигра" изготавливали подушки буфера балансира Т-34.


    4. Смерть шпионам

    Германия, кроме ставки на чудо-оружие, пыталась организовать массовые диверсии в нашем тылу. Для чего организовали сеть разведшкол, готовивших диверсантов, связистов и провокаторов.

    Советскую контрразведку под несколько необычным названием "Смерш" ("Смерть шпионам!") наши создали весной 1943 года.

    Во время Курской битвы "Смерш" заслужил славу одной из самых эффективных контрразведок мира. Начиная с 1943 года в радиоиграх "Смерш" участвовало 157 перешедших на нашу сторону связных абвера. В разгар Курской битвы использовалось 10 радиостанций перевербованных агентов для дезинформации о позициях Красной армии. В успехе операции под Курском есть достойный вклад наших контрразведчиков.

    Кстати, название могло быть несколько иным. Ключевые исторические личности, которые создавали эту спецслужбу, - Меркулов, Абакумов и Берия - предлагали назвать спецслужбу "Смернеш". От лозунга "Смерть немецким шпионам!". На что Сталин поинтересовался: а почему только немецких? Разве шпионы других государств не работают против нашей армии?

    Никто не возразил.


    5. Глазам не верьте

     

    Германский "Тигр" - мощный танк. Но ряд "исследователей" и режиссеров сегодня мифологизируют его боевые качества. Например, перехваливают пушку "Тигра", разрушавшую броню "любого танка" с 2 км. Утверждают, что прицелы-телескопы Цейса позволяли "Тигру" поражать цель с первого выстрела.

    Снаряд 88-мм орудия фирмы "Крупп" на 2000 метров пробивал до 80 мм брони - это правда. Но на полный оборот башни "Тигра" уходило 60 секунд, а танки противника не стояли на месте.

    А о "поражении с первого выстрела" - что называется, из первых рук. Из мемуаров участника Прохоровского сражения обершарфюрера СС Й. Холля, командира танка VI Tiger 102-го батальона SS "Das Reich". Холль пишет: "11-12 июля 1943 года. Я одержал первую победу. Ладно, это был всего лишь тягач, буксировавший артиллерийское орудие, но все равно - уничтоженная цель. Мой наводчик, Карл, выпустил по нему около 30 снарядов..."

    Браво, Карл: 30 снарядов по тихоходному тягачу из суперпушки? С таким отменным прицелом.

    Чудо-пушка, чудо-прицел, чудо-наводчик...

    И еще. Все чаще в фильмах о ВОВ танки ведут огонь с хода. Режиссерская находка, смотрится впечатляюще. В принципе, так выстрелить из танковой пушки можно. При условии, что не стоит задача куда-то попасть.

    Но вообще-то танкисты стреляют по конкретным целям.

    Эффективные стабилизаторы пушки массово на танках стали устанавливать лишь начиная с 1950-х годов. Во время войны стабилизатор стоял только на американском "Шермане". Из США мы получали по ленд-лизу 4060 таких танков. Немецкие инженеры пытались создать стабилизатор для "Королевского тигра", но не успели. Война закончилась.

    Т-34 - танк-символ и танк-легенда. Имел прекрасную комбинацию брони под наклоном, эффективной пушки и высокой скорости. 70% наших танков в Курской битве - это Т-34.


    Кстати

    Советский ас Иван Кожедуб у Ла-5ФН, построенного на средства пчеловода Василия Конева. Фото: РИА Новости

    Начало карьеры Кожедуба было сложным. В первом воздушном бою его Ла-5 подбил "Мессершмитт", а затем попал еще и под огонь своих зениток. Летчика хотели списать в авианаводчики. Но он все-таки остался на летной работе, а в Курской битве раскрылся его удивительный талант. За войну провел 120 боев, сбив 64 самолета. Трижды Герой Советского Союза, один из лучших советских асов и самый результативный истребитель антигитлеровской коалиции.

    У самолета, построенного на деньги колхозника-пчеловода Конева, интересная судьба. Василий Конев просил назвать самолет в честь своего погибшего племянника - Героя Советского Союза летчика Георгия Конева. Просьбу удовлетворили. На "коневском" Ла-5ФН Кожедуб сбил 8 самолетов. Затем на этой машине летал и одержал 12 побед ас Павел Брызгалов, впоследствии - также Герой Советского Союза.

    Поделиться