02.08.2018 19:59
Поделиться

В парижском аэропорту нашли способ возвращать пассажирам конфискат

Надолго в памяти осталась душещипательная сцена, свидетелем которой довелось стать пару лет тому назад в парижском аэропорту Руасси - Шарль-де-Голль. После паспортного контроля у стоявшего передо мной соотечественника при предполетном досмотре местные агенты безопасности обнаружили бутылку элитного коньяка. Ее, как тот объяснил, вручили французские друзья, приехавшие в аэропорт, когда уже была пройдена регистрация и сдан багаж. Как ни уговаривал соотечественник служивых не лишать его подарка, те были непреклонны: жидкости объемом в 100 и более миллилитров, мол, входят в список предметов, которые проносить на борт запрещено. Так что бедолаге, лишенному янтарного напитка высочайшей пробы, оставалось лишь, чертыхаясь, с явно испорченным настроением отправиться в зал ожидания перед посадкой на рейс.

Подобных историй в аэропортах мира - тьма-тьмущая. Как свидетельствует статистика, с такими проблемами в Руасси - Шарль-де-Голль сталкиваются 13 процентов пассажиров, а это десятки тысяч человек. Понятно, что в большинстве случаев речь идет о менее дорогих вещах, но и тех, что представляют ценность - реальную или сентиментальную - предостаточно. Только за прошлый год в идентичных условиях здесь было конфисковано 14 тонн разного рода предметов, включая парфюм престижнейших марок, косметику, множество ножей, среди которых были и те, чья стоимость зашкаливала за две сотни евро, изделия из металла, в том числе набор инструментов, килограммовые шары для игры в петанк и многое другое.

Раньше все это уничтожалось, что следует из документов таможенной службы аэропорта. Теперь этому положен конец. В Руасси - Шарль-де-Голль появилась новая услуга - Tripperty, смысл которой, с одной стороны, создать условия, при которых забывчивые или невнимательные авиапассажиры не лишались бы окончательно предметов, запрещенных к провозу в ручной клади, а с другой, позволяли бы администрации аэропорта экономить существенные средства, которые она тратит на "утилизацию" конфиската. Отныне оказавшимся в аналогичном положении предлагается или оставить "проштрафившуюся" вещь на хранение в специальной багажной службе аэропорта, или же отправить ее по почте на указанный пассажиром адрес. Услуга не бесплатная. В первом случае за хранение придется уплатить 10 евро (это на 21 день). Отправка конфиската в пределах Франции обходится в 15 евро, Европы - 20, и 30 евро, при пересылке на другой континент.

А как у нас?

Как пояснил "РГ" источник в таможне, французский опыт на российской почве вряд ли будет применим. Дело в том, что у нас задерживает товары служба безопасности самого аэропорта, так что все вопросы  - к ним.

А товары, которые изымаются у граждан по решению суда, поступают либо на хранение, либо - в государственный оборот. В итоге они или уничтожаются, или передаются в распоряжение Росимущества, которое может выставить их на аукционные торги.

 "В российской практике для физических лиц на этапе спецконтроля в аэропортах предусмотрена возможность оставить на хранение товары, запрещенные к провозу в ручной клади, - пояснил "РГ" заместитель гендиректора оператора таможенных платежей компании "Мультисервисная платежная система" Андрей Чешко. - Сроки хранения составляют около трех месяцев, и человек, по возвращении в страну, имеет возможность забрать свои вещи".

Впрочем, если возникает инцидент с недостоверным декларированием товаров или совершается попытка провезти через границу запрещенные предметы, будь то санкционные продукты или культурные ценности, ситуация обстоит несколько иначе. "Пассажир неизбежно привлекается к административной ответственности, а дальнейшая история изъятых вещей разворачивается по двум сценариям. Первый: после уплаты всех штрафов и закрытия административного дела человек может забрать свои товары. Второй: если ввоз-вывоз был запрещен априори, предметы изымаются безвозвратно и передаются в Росимущество", - пояснил Чешко. И уже это ведомство решит их дальнейшую судьбу: будут ли они уничтожены, выставлены на торги или, как это происходит с культурными ценностями, останутся в государственном владении.

"Эксперимент с почтовой отправкой звучит интересно, и в некоторых отдельных случаях может быть особенно актуален для физических лиц (например, когда человек не планирует возвращаться в страну или не укладывается в сроки хранения). Но при условии, если возврат товаров действительно возможен и не противоречит законодательству", - резюмировал эксперт.

Подготовил Сергей Куликов

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"