31.07.2018 10:00
    Поделиться

    Знаменитый танцовщик Владимир Малахов вошел в жюри телепроекта "Большой балет"

    Телеканал "Россия К" приступил к съемкам третьего сезона проекта "Большой балет". "РГ" побывала на съемочной площадке.

    Сцена телепроекта отличается от театральной, конкурсанты выступают без зрителей - перед камерами и жюри. Ведущими "Большого балета" стали прима-балерина Большого театра России, Этуаль театра Ла Скала Светлана Захарова и актер, театральный режиссер, экс-директор Латвийской Национальной оперы Андрейс Жагарс.

    В проекте участвуют 13 танцовщиков из России, Чехии и США, их мастерство в номинациях "Лучший дуэт", "Лучшая балерина" и "Лучший танцовщик" оценивает профессиональное жюри, в составе которого звезды мирового балета: художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы Эстонии Тоомас Эдур, художественный руководитель балетной труппы Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Лоран Илер, балетмейстер и танцовщик Владимир Малахов, народная артистка СССР Людмила Семеняка, хореограф и педагог Азарий Плисецкий.

    О своих впечатлениях от проекта "Большой балет" корреспонденту "РГ" рассказал член жюри Владимир Малахов:

    Вы были в составе жюри первого сезона, сейчас записывается третий. Проект как-то изменился за это время?

    Владимир Малахов: Я не участвовал во втором сезоне, но первым я был очень доволен. Тогда жюри сидело полукругом, нам было удобней общаться. Сейчас сцена изменилась, мы сидим иначе, и с этой точки зрения стало труднее. Кроме того, мне очень жаль, что нет публики. Но с другой стороны, сцена стала больше, она сложнее организована. И в целом по сравнению с первым сезоном сценография стала гораздо интереснее, объемнее. Я сижу в кресле жюри и сам фотографирую без остановки - настолько это красиво.

    Чем Вам интересен этот проект?

    Владимир Малахов: Проект важен потому, что его смотрят миллионы зрителей. И для молодых артистов это большой шаг вперед, в будущее. Да, они уже профессионалы, танцующие на лучших сценах страны и за ее пределами: у нас есть пара из Чехии - Радка Приходова и Адам Звонар, - но этот проект помогает привлечь гораздо больше внимания публики, заинтересовать новых людей, вызвать у них желание пойти в театр.

    Многие десятилетия говорят о скорой гибели классического искусства, в том числе балета, но интерес к мировым балетным постановкам и этому проекту пока свидетельствуют о том, что всё не так пессимистично?

    Владимир Малахов: Балет не погибнет. Есть люди, которые будут сражаться за него до самого конца. И я один из тех, кто будет стоять, как Жизель, охраняя его. А если серьезно, конечно, меня беспокоит будущее балета - и как балетмейстера, и как танцовщика - я знаю, что сегодня народ на наши постановки придет, но придет ли он завтра?

    На этом проекте у вас были какие-то личные открытия?

    Владимир Малахов: Конечно, были. Я думаю, у каждого члена жюри есть свой фаворит, у меня их несколько. В каждом мне нравится какое-то свое качество, участников трудно сравнивать, и это разнообразие прекрасно.

    Вы строгий судья?

    Владимир Малахов: Я могу и похвалить, и поругать - это нормально. Артисту очень важно научиться выслушивать негатив. Когда ты научишься принимать критику, считай, что первый этап уже преодолен. Очень тяжело говорить людям об их недостатках и промахах. Но это необходимо. Гораздо хуже, когда в глаза говорят хорошее, а за глаза - плохое. Лучше правильно настроиться сразу, чем пребывать в плену иллюзий до тех пор, пока не придут большие профессионалы и не скажут, что ты ни на что не способен. Тогда это действительно будет крушением.

    Театральная балетная постановка - это забег на длинную дистанцию, когда зрителям рассказывается история с завязкой, кульминацией и развязкой, а в рамках проекта участникам приходится укладываться в сжатые сроки коротких номеров. Это сложнее?

    Владимир Малахов: Конечно, сложнее, и в этом отношении очень выручают вспомогательные элементы: декорации, свет, смена кадров. Когда ты ведешь линию с самого начала спектакля до его конца, ты постепенно наращиваешь напряжение, раскрываешься, и в финале приходишь к эйфории. В рамках короткого номера можно передать только стиль, красоту и лишь немножко образ, который ты исполняешь. Но в коротком, сжатом выступлении ты должен выложиться по полной и сделать всё идеально.

    Можно ли судить по отрывкам о балете Дмитрия Брянцева "Призрачный бал" на музыку Шопена? Да, можно взять отдельный законченный фрагмент, он никогда не даст представления о целой постановке, но мы поймем, о чем рассказывает артист своим телом, своей душой, своими эмоциями, своими ногами. А иногда бывает классическое па де де, которое просто должно быть эффектным и красивым.

    В "Большом балете" сильнее зрелищное или конкурсное начало?

    Владимир Малахов: Это же телевидение. Поэтому зрелищное начало безусловно сильно. Балет воспринимается совершенно по-разному, когда ты смотришь его живьем и по телевизору. Телевидение способно создать такие эффекты, которых невозможно добиться в театре.

    В театре на тебя смотрят множество людей, оркестр, свет, декорации, танцовщики, которые рядом с тобой, - и эта атмосфера сжирает тебя, ты должен выкладываться даже не на сто, а на двести процентов. В телевизионном проекте ты нервничаешь сам за себя, камера становится посредником между тобой и публикой. В театре ты постоянно чувствуешь зал, темпы дирижера, взаимосвязь множества элементов создает эту химию. Здесь же ты один, и ты должен создавать эту химию в одиночку.

    Досье

    Цель проекта "Большой балет" - открыть широкой публике новые имена в балетном искусстве, дать возможность молодым артистам проявить себя в классическом танце и современной хореографии. В программах выступлений на проекте "Большой проект" заявлено все многообразие хореографического искусства от классических образцов и неоклассики до современного танца - многие номера поставлены специально для проекта балетмейстерами из Европы. Конкурсантам предстоит подготовить множество номеров для конкурсной программы и еще пять - для завершающего гала-концерта. Участники проекта выступают без зрителей - перед камерами и жюри.

    "Работая перед камерой, я постоянно помню о том, что здесь совсем другая картинка, другие нюансы по свету, гриму, даже музыке. В театре иначе организована сцена, очень ощущается присутствие зрителей, их энергия. Я работаю в театре уже много лет, там всё привычно и знакомо, а "Большой балет" - это принципиально новый и интересный опыт для меня, особенно в том, что касается крупных планов и возможности потом детально рассмотреть свою работу" - говорит участник проекта Дмитрий Соболевский.