издается с 1879Купить журнал

Могли ли немцы спасти царскую семью?

Расследование "Родины" о расстреле в Ипаьевском доме завершает публикация документов о "германском следе" трагедии

В 100-летнюю годовщину событий 17 июля 1918 г. - расстрела императора Николая II и его семьи вопрос о возможностях их спасения вновь приобретает актуальность. Следственный комитет РФ в сентябре 2015 г. возобновил расследование убийства семьи Романовых. В этой связи привлекает внимание и "германский след" - упоминаемые в российских и немецких источниках попытки кайзеровского правительства в 1917-1918 гг. спасти царскую семью.

Упущенный брестский шанс

Подписанный 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске "Русско-германский дополнительный договор к мирному договору, заключенному между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией - с другой" создавал правовую основу для репатриации царской семьи на родину предков - в Германию. Таким образом, императрица Александра Федоровна (урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская), ее дети, сестра великая княгиня Елизавета Федоровна, подпадали под защиту Германии. Но воспользоваться этим правом они не смогли.

Как известно, 6 июля 1918 г. в Москве был убит германский посол граф В. фон Мирбах1, а через 11 дней в Екатеринбурге были расстреляны свергнутый царь Николай II и его семья. Связь убийства Мирбаха с уральской трагедией до сих пор, как правило, отрицается. На научной конференции в ноябре 2017 г. главный специалист ГА РФ З.И. Перегудова отметила, что "никакой связи убийства Мирбаха с убийством царской семьи нет; во всяком случае, она об этом не знает"2.

Американский историк Р. Пайпс такую версию не отвергал: "Проявляя безразличие к судьбе Николая, Берлин тем не менее выражал озабоченность безопасностью царицы, которая была по происхождению немкой, и тех, кого собирательно называли "немецкими принцессами" - дочерей Александры Федоровны и нескольких придворных дам немецкого происхождения, а также Елизаветы Федоровны, сестры Александры Федоровны. 10 мая Мирбах обсуждал этот вопрос с Караханом и Радеком.

Оригинал Брест-Литовского мирного договора.


Бумаги доктора Рицлера

Следователь Н. А. Соколов, который расследовал убийство царской семьи, утверждал, "что граф Мирбах обращался с категорическим требованием к... Свердлову о привозе Государя Императора в Петроград... Требование графа Мирбаха состояло именно в том, чтобы Государь Император был увезен из того места, где он пребывал..., требование графа Мирбаха имело категорически-решительный характер". Соколов признал "абсолютно доказанным, что поручение, возложенное на Яковлева (вывезти Романовых из Тобольска. - Авт.), по существу исходило от немецкого посла в Москве графа Мирбаха". Причем "действия графа Мирбаха, имея своей основой желание Германского Императора и Испанской Королевы, обусловливались гуманитарными мотивами, желанием указанных Особ спасти жизнь Царской Семьи"3.

Об определенной заинтересованности Германии в судьбе царской семьи свидетельствуют и немецкие документы, переданные Соколову. Они упомянуты в протоколе, составленном в Берлине 14 июня 1921 г.: "Н. А. Соколов, прибыв совместно с полковником Эрихом Георгиевичем Фрейбергом к доктору Рицлеру, входившему в состав германского посольства в России в 1918 году, просил его сообщить имеющиеся у него сведения по делу об убийстве Государя Императора и Его Семьи. Доктор Рицлер... предъявил судебному следователю ряд документов на немецком языке"4.

Копии немецких документов5, предъявленных Соколову К. Рицлером (1882 - 1955), бывшим после убийства Мирбаха германским поверенным в делах в Москве, были получены следователем 9 сентября 1921 г. и признаны вещественными доказательствами6.

Граф Вильгельм фон Мирбах.


Что знали немцы от большевиков...

В деле приводится перевод этих бумаг на русский язык, с которым имеет смысл познакомиться:

"1. Донесение датской миссии в России датскому правительству. 9 июня 1918 года. ...Господин Иоффе высказал барону ф[он] д[ер] Буше7 уверенность, что никому из Императорской Фамилии не будет причинено вреда и что все члены последней будут достаточно снабжаться всем необходимым для существования...

3. Министерство иностранных дел представителю Министерства иностранных дел при Его Величестве, 22 июня 1918 года. Развитие событий на Урале, к сожалению, дает основания к самым серьезным опасениям за судьбу Царской Семьи. По этому поводу я сегодня говорил с русским представителем Иоффе. Последний ответил, что он не имеет никаких сведений, но одержим самыми дурными опасениями. Сообщение Екатеринбурга с Москвою прервано находящимися между этими пунктами частями чехословаков. На Кавказе с некоторого времени идет борьба между частью местного населения и чехословаками. Последние открыто заявляют, что они борются за и от имени Царя. Это обстоятельство вызвало сильное ожесточение против Царской Семьи в низших слоях населения. Поэтому он считает очень вероятной катастрофу, особенно в случае победы чехословаков. Я указал ему на то отвращение, которое подобное событие возбудит во всем цивилизованном мире против настоящего русского правительства. Русский представитель ответил, что он себе отдает в этом полный отчет и неоднократно указывал в телеграммах, как важно заботиться о безопасности Царской Семьи и содержать Ее соответственным образом. Принципиально уже было принято решение перевезти Ее в Москву, когда перерыв железной дороги чехословаками отрезал сообщение. В настоящее время советская республика не в состоянии что-либо сделать в тех краях. Кюльман...8

5. Товарищ министра иностранных дел графу Мирбаху, 2 июля 1918 года. Согласно словесному сообщению Иоффе слухи об убийстве Царя и Императорской Семьи оказались неосновательными. Однако, принимая во внимание беспорядки на Урале, положение Императорской Семьи все-таки небезопасно. Я очень определенно указал ему на то, что общественное мнение всего света сделает советское правительство ответственным за жизнь и безопасность Царя и Его Семьи, а также на то, что безусловно необходимо соответственное размещение и уход за Высочайшими Особами. Иоффе обещал побудить свое правительство сделать все возможное. Фон Стумм9"10.


О. Бернгард. Дом Ипатьева. 1998 г.

... что от немцев скрывали

Из переданных Соколову бумаг явствует, что большевики скрыли от немцев факт расстрела царицы и ее дочерей, а убийство Николая II мотивировали угрозой со стороны Чехословацкого корпуса:

"6. Миссия в Москве Министерству иностранных дел, 19 июля 1918 года. Во вчерашнем первом заседании центрального исполнительного комитета Свердлов прочитал полученное от областного Уральского совета телеграфное сообщение об расстреле бывшего Царя Николая Романова. В последние дни столица красного Урала Екатеринбург находилась в серьезной опасности вследствие приближения чехословацких банд. Одновременно был обнаружен новый заговор контрреволюционеров, который имел целью вырвать из рук советского правительства коронованного палача. Ввиду этих обстоятельств президиум Уральского областного совета решил расстрелять Николая, что и было исполнено 16 июля. Супруга и сын Николая II перевезены в безопасное место. О дочерях Свердлов ничего не упоминал. Документы относительно обнаруженного заговора посланы в Москву с особым курьером. После этого сообщения Свердлов напомнил историю перевозки Царя из Тобольска в Екатеринбург, каковая также обнаружила подобную же организацию белогвардейцев с целью содействовать побегу. В последнее время было предположено предать бывшего Царя суду за все его преступления против народа, и лишь совершившиеся ныне события помешали осуществлению этого предположения. После этого центральный исполнительный комитет в лице своего президиума признал решение Уральского областного совета правильным... Рицлер.

7. Миссия в Москве Министерству иностранных дел, 19 июля 1918 года. Должно ли быть повторено решительное представление относительно бережного отношения к Царице... как к германской принцессе? Распространять представление и на Цесаревича было бы опасно, так как большевикам, вероятно, известно, что монархисты склонны выставить на первый план Цесаревича. Недоверие большевиков в отношении германской контрреволюции еще более усилилось вследствие откровенных сообщений генерала Краснова.

8. Миссия в Москве Министерству иностранных дел, 20 июля 1918 года. Я вчера сказал Радеку и Воровскому, что весь мир самым строгим образом осудит расстрел Царя и что императорский посланник должен решительно предостеречь их от дальнейшего следования по этому пути. Воровский ответил, что Царь был расстрелян лишь потому, что в противном случае Им овладели бы чехословаки. Радек высказал личное мнение, что если мы проявляем особый интерес к дамам Царской Семьи, которые германской крови, то, может быть, можно было бы предоставить им свободный выезд. Может быть, удалось бы освободить Царицу и Цесаревича (последнего как неотделимого от матери), как компенсацию в вопросе батальона с гуманитарным обоснованием. Рицлер.

9. Миссия в Москве Министерству иностранных дел, 23 июля 1918 года. Сделал соответствующее представление в пользу Царицы и принцесс германской крови с указанием на влияние цареубийства на общественное мнение. Чичерин молча выслушал мои представления. Рицлер.

10. Министерство иностранных дел поверенному в делах в Москве, 20 июля 1918 года. С представлением в пользу Царской Семьи согласен. Буше.

11. Миссия в Москве Министерству иностранных дел, 24 июля 1918 года. Чичерин мне вчера сказал на мой запрос, можем ли мы считать обеспеченной жизнь германских принцесс, включая Царицу, что, насколько ему известно, Царица перевезена в Пермь. Чрезвычайно маловероятно, чтобы Чичерин в этом вопросе говорил правду. Чичерин избегал всяких уверений, но лишь высказал мнение, что если за Ними не будет вины, с Ними ничего не случится. В этом вопросе правительство по отношению к нам более предубеждено, чем ранее. Было бы опасно для принцесс выказывать в этом вопросе больший интерес. Рицлер.

12. Товарищ министра иностранных дел принц Генрих Прусский, Киль, 28 июля 1918 года. Вашему Королевскому Высочеству почтительно докладываю, что на сделанное нашим дипломатическим представителем в Москве представление в пользу Царицы и всех принцесс германского происхождения русское правительство ответило уклончиво. Я сделал также представление господину Иоффе относительно Ее Величества Царицы и Детей. Царица, как утверждается, привезена в Пермь. Однако это известие мало правдоподобно. Императорский поверенный в делах в Москве, как он доносит, попытается доставить приветы Вашего Королевского Высочества Царице. Путь через посредство советского правительства может быть опасным для Царицы и поэтому должен быть избегнут... Буше"11. Эти документы Соколов частично опубликовал в 1925 г.12.

Следователь Н.А. Соколов и материалы проведенного им предварительного следствия по делу об убийстве царской семьи.


Сериал двусторонней неправды

После убийства царя представители советской власти продолжали лгать немцам, что царская семья жива. Переговорщики Ленина даже в сентябре 1918 г. заявляли, что германская сторона может ставить вопрос об освобождении царицы и ее детей. Особо отметим, что такая тактика использовалась большевиками еще до цареубийства.

Полпред в Германии А. А. Иоффе еще 21 июня 1918 г. писал Ленину: "Невозможно работать, если не знать, что происходит в России... что-то делается с б[ывшим] Царем - я ничего не знаю. Кюльман вчера об этом заговорил, и я сказал ему, что не имею никаких сведений, почти не сомневаюсь в том, что его убьют, ибо на Урале германофобское настроение, Царя считают немцем, чехословацкое восстание еще более вызывает германофобство и, кажется, поэтому там не смогут справиться - произойдет подобная расправа. Не доказывая, что это нам страшно навредит, я доказывал, что мы будем невиновны, а вина падет на немцев. Необходимо, чтобы на случай, если действительно что-нибудь произойдет, можно опубликовать вполне убедительный сериал, доказывающий нашу непричастность совершенно необходимо"13. Ответ Ленина гласил: "Пусть Иоффе ничего не знает, ему там, в Берлине, легче врать будет"14.

Полпред РСФСР в Германии А.А. Иоффе.

Следователь Соколов логично утверждал: "Не царя спасали немцы, ... а свои интересы"15. Кайзер Вильгельм II не был самостоятелен в принятии важнейших политических решений, реальная власть в Берлине была у "дуумвирата" военачальников П. фон Гинденбурга и Э. Людендорфа, которые вынуждены были поддерживать большевиков, подписавших мир с Германией. Немецкий историк Е.И. Фляйшхауэр в вышедшей в 2017 г. книге даже пишет о своего рода "консенсусе" между Лениным и Людендорфом16. При этом кайзер находился под давлением европейской правящей аристократии, призывавшей спасти августейших родственников. Поэтому действия немцев и были столь непоследовательны: с одной стороны, они политически и финансово поддерживали большевиков, с другой - пытались, но не слишком активно, оказать помощь царской семье. Поэтому и "германский след" вокруг цареубийства получился таким нечетким и путаным.

В июле 1918 г. официальному Берлину дважды - после убийства Мирбаха и расстрела Николая II - представлялся случай отказаться от поддержки большевиков. Однако Вильгельм II под давлением "дуумвирата", наоборот, призвал "поддерживать большевиков при любых условиях". Секретная часть дополнительного соглашения о мире между Москвой и Берлином от 27 августа 1918 г. даже содержала обещание немцев помогать большевикам в их борьбе против Антанты. Этот "консенсус" исчез лишь после поражения Германии в Первой мировой войне в ноябре 1918 г.

Царская семья. 1913 г.


1. Подробнее см.: Хавкин Б. Л. Убийство графа Мирбаха: по следам преступления. // Хавкин Б. Л. Россия и Германия: 1900-1945. Сплетение истории. М., 2014. С. 38-61.
2. Конференция "Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы". Москва, 27 ноября 2017 г. // http://tv-soyuz.ru/peredachi/finalnaya-diskussiya-nauchnoy-konferentsii.
3. Российский Архив. Т. VIII. Н.А. Соколов. Предварительное следствие 1919-1922 гг. М., 1998. С. 362-363.
4. Там же. С. 307.
5. ГА РФ. Ф. 1837. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-6.
6. Российский Архив. Т. VIII. С. 333, 337.
7. Барон фон дер Буше-Хаденхаузен Хильмар - младший статс-секретарь МИД Германии в 1916-1918 гг.
8. Кюльман Рихард фон (1873-1948) - в августе 1917 - июле 1918 г. статс-секретарь МИД Германии, активный участник брестских мирных переговоров.
9. Правильно Штумм Вильгельм фон - младший статс-секретарь МИД Германии, руководитель отдела информации МИД в 1916-1918 гг.
10. Российский Архив. Т. VIII. С. 333-334.
11. Там же. С. 335-337.
12. Соколов Н. А. Убийство царской семьи. Берлин, 1925. С. 271-272.
13. Российский Архив. Т. VIII. С. 380. Сн. 141.
14. РГАСПИ. Ф. 588. Оп. 3. Д. 12. Л. 59.
15. Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 2017. С. 181.
16. Fleischhauer E. I. Die Russische Revolution. Lenin und Ludendorff (1905-1917). Borsdorf, 2017.