издается с 1879Купить журнал

Кедр для деда

Как житель Вязьмы увековечил имя деда, погибшего в немецком плену

Сколько их - пропавших без вести солдат? Ушедших навсегда в землю. Сгинувших в плену. Сергей Юхарев из деревни Семеновское в плен попал уже 28 июня 1941-го. И все - ни петлички, ни лычки...

Так было, пока внук не выяснил его судьбу.

- Моя прабабушка, мать деда - он мне двоюродным приходится - все время говорила: "Пропал без вести". Извещение хранила. И фотографию - она на стене висела. С детства это фото помню, - говорит Игорь Юхарев.

Теперь фотография его деда - перед домом на улице Докучаева в Вязьме. Здесь Игорь сделал небольшой мемориал. Посадил кедр, закрепил каску, саперную лопатку и гильзу, а рядом поставил табличку:

"Кедр посажен в честь погибшего в годы Великой Отечественной войны Юхарева Сергея Афанасьевича 10.11.1918 года рождения".

О том, что его дед умер в немецком плену, Игорь узнал, найдя данные в интернете. Потом выяснил, что война застала деда в Брестской крепости и что погиб он в лагере военнопленных Шталаг XD 310 в Витцендорфе в марте 1942-го...

- Вот так я его и нашел, - говорит Сергей, присаживаясь на пенек возле кедра. - Когда война началась, дед в Брестской крепости, выходит, был. Но выйти оттуда они успели, потому что в плен попали между Брестом и Барановичами.

Каска, лопата и гильза - из вяземских лесов, где во время Великой Отечественной шли жестокие бои.
Каска, лопата и гильза - из вяземских лесов, где во время Великой Отечественной шли жестокие бои.

У Сергея Юхарева - трагическая судьба. Юношей он застрелил родного брата из ружья. Игорь говорит, что братья заспорили, попадет ли Сергей в птицу. Тот резко повернулся с ружьем, доказывая, что легко это сделает, и нажал на курок...

- Вот мне и думалось: может, за это ему пришлось так страдать, - размышляет Игорь. - И фотография его мне с детства памятна... Когда нашел о деде информацию, решил сделать такой памятник. Все спонтанно получилось, ничего не планировал. Купил кедр, посадил. Теперь вот фотографию хочу керамическую сделать, а то нынешняя выгорает на солнце...

Да, Сергей Юхарев уходил в армию не из этого дома. Хотя его родной порог в деревне недалеко от Вязьмы сохранился. Но у дома теперь новые хозяева. А сами Юхаревы после войны перебрались в город.

Правда, в то время Вязьма была больше похожа не на город, а на большую груду битого кирпича посреди смоленских дорог и лесов, усыпанных гильзами и костями погибших здесь солдат.

- Каску эту в лесу нашел, - кивает на свой мемориал Игорь. - У нас тут этого добра много. Со мной батя по соседству живет - так он из лесу лопату принес. И гильзу от 76-миллиметровой пушки. Все вместе собрали - получился памятник.

Юхаревский памятник замечают, хоть он и не на оживленной улице. Она скорее похожа на деревенскую. Как будто боец Юхарев и правда снова в родной деревне. 

- Кто идет мимо - остановятся, прочитают, - рассказывает Игорь. - Две женщины недавно проходили, увидели. Говорят, что хорошо придумано. Тоже захотели так сделать. А я рад, что про деда узнают. Теперь он, можно сказать, вернулся.