По мнению воронежского вице-губернатора Виталия Шабалатова, местные власти прилагают достаточно усилий к тому, чтобы столица Черноземья была удобной для жизни.
- Комфортность города связана с плотностью застройки и состоянием инфраструктуры - социальной и транспортной, - уверен Шабалатов. - Мы почти закрыли в Воронеже вопрос с местами в детсадах, до 2020-го решим проблему с яслями. В этом году строим самое большое за последние 20 лет количество школ. В планах - реконструкция театра оперы и балета… В последнее время плотно занялись озеленением, многое делается по программе "Комфортная городская среда". Например, на Советской площади будет оборудована лучшая пешеходная фонтанная зона в России.
Однако зачастую благоустроенные в регионах объекты быстро приходят в негодность, так как не определено, кто будет заниматься их содержанием, отметила президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. Оставляет желать лучшего и качество проектов. Одна группа граждан выступает за парковку, другая - за клумбу. Побеждают те, кто более настойчив.
- Безусловно, во главу угла надо ставить мнение жителей. Но то, что им нравится, порой не выдерживает критики. Трехметровый забор вокруг двора, какие-то дикие декоративные элементы… Это вопрос вкуса, который нужно воспитывать, привлекая профессионалов, - пояснила она.
Бывает, что чиновники и активисты не могут просчитать перспективы использования пространства. Благоустройство проводят по шаблону.
- Пример из малых городов: был сквер, где гуляли мамочки с колясками. Там замостили дорожки, поставили лавки и фонари. И теперь мамочки обходят это место за километр: в нем появилось все, что нужно алкоголикам и бомжам. То же самое бывает с парками, где не предусмотрено активностей и бизнес не несет ответственности за поддержание порядка, - подчеркнул член правления Союза архитекторов России, руководитель научно-образовательного центра "Урбатех" при Севастопольском госуниверситете Алексей Комов. - Зачастую у нас строят планы, как бы глядя из космоса. Оттуда людей не видно. В советское время говорили, что человек - винтик. Так его хотя бы можно было "пощупать"! А сейчас - только абстрактные цифры. Нужно спуститься на землю, изучить особенности производства и потребления в конкретном месте.
Вопрос о том, что считать комфортным для горожан, на поверку не так прост. Если поинтересоваться у них, нужна ли многоэтажка в тихом центре, реакция будет негативной. А вот формулировка вроде: "Что бы вы хотели делать здесь в ближайшие полвека?" - наверняка поставит людей в тупик.
- Надо идти от общего к частному, опираться на социокультурную среду. Как она формировалась, что от нее осталось, какой потенциал у людей? Это должен быть грамотный анализ, прошедший критическое обсуждение в профессиональной среде. Тогда можно строить траекторию развития социальной среды. Возврат инвестиций на рубль вложений возрастет в разы, - считает глава рабочей группы по рациональному землепользованию общероссийской организации "Деловая Россия" Иван Карпушкин.
С точки зрения экспертов, застройка в центре должна быть плотнее, чем сегодня. И выгодно это не только с точки зрения экономики.
- Представление о том, что уплотнение вредит комфорту, - миф. Когда мы в Москве занимались проектами реновации пятиэтажек, все говорили, что в кварталах 1950-х удобные дворы, много зелени. Но из-за неплотной застройки там не было комфорта с точки зрения обслуживания. Малочисленное население не может окупить содержание социальных учреждений и сетевых магазинов, - сообщил архитектор, проектировщик Московского центрального кольца Тимур Башкаев. - Современные комфортные города - компактные и плотные. Только концентрация людей и функций создает спрос, который обеспечивается должным обслуживанием. При умном проектировании плотный город может быть и зеленым.
Чтобы люди имели максимум услуг в быстром доступе, нужно, чтобы как можно больше их жило в центре, заключили эксперты. Если же развивать периферию - а именно это происходит в большинство мегаполисов, - у горожан растут затраты времени на переезды, снижается комфорт. Очаги плотной застройки имеют смысл рядом со станциями скоростного внеуличного транспорта - метро или железной дороги. Но главной зоной притяжения останется деловой центр.
Нередко деловой центр частично совпадает с центром историческим - малоэтажным. Девелоперы "сажают" на свободных клочках высотки - и становятся "врагами народа".
- Стоимость земли в центральных и срединных зонах города выше, отсюда и плотность застройки, - пояснила Надежда Косарева. - Исторический центр с его низкой плотностью сносить нельзя, но неправильно и оставлять такие "пятна", каким была брошенная территория ЗИЛа в Москве. Градостроительное регулирование либо исправляет перекосы рынка в пользу общественного блага, либо, как часто у нас происходит, позволяет бизнесу извлекать максимальную земельную ренту. Из-за непродуманной градостроительной политики в России накопленный дефицит инвестиций в сложившуюся жилую застройку и инфраструктуру - в среднем 40 процентов. Наше поколение никогда его не ликвидирует, но начинать надо. Не о том речь, чтобы резко бросить строительство на окраинах городов и перейти к редевелопменту старых микрорайонов. Просто надо не доводить дома до состояния аварийных, не уповать на будущий капремонт, а улучшать состояние зданий постепенно.
В Воронеже реновации ждет прежде всего частный сектор послевоенной застройки, заявил вице-губернатор Виталий Шабалатов. По его словам, у властей есть понимание, что эта территория должна иметь другой внешний вид, обеспечивать иное качество и скорость жизни.
- Но федеральное законодательство, которое бы позволило провести там реновацию, отсутствует. Создать соответствующую правовую базу на уровне региона мы не можем. Попытки бизнеса освоить участки в частном секторе воспринимаются людьми без уважения - идут жалобы, протесты… - напомнил Шабалатов. - В Скандинавии, если не ошибаюсь, муниципалитет четко определяет судьбу территорий и готовит площадки для реновации на десять лет вперед. Участки, независимо от формы собственности, выкупает город. Бывший владелец получает также компенсацию затрат на переезд и обустройство. Он может оспорить только стоимость сделки, а не само решение властей. У нас же в районах послевоенной застройки может стоять ветхий или аварийный, по сути, дом на два хозяина, занимающий полторы-две сотки, и хозяева ведут бесконечный торг с девелоперами…
Надежда Косарева возразила, что в Европе такую схему использовали давным-давно, а сейчас практически не применяют - "разве что в Китае". Во главу угла ставится мнение населения, и проект редевелопмента реализуется только тогда, когда большинство собственников с ним согласны. Чтобы склонить людей на свою сторону, застройщики придумывают для них бонусы вроде бесплатной парковки или предоставляют для переселения квартиры большей площади.
Одна из причин, по которым воронежцы негативно воспринимают замещение малоэтажного жилья высотным, - проблемы с дворами и парковкой.
- Вечером во дворе любой многоэтажки не проехать. Люди бросают машину где угодно и как попало, а официальные наземные и подземные парковки не востребованы. Застройщики резонно спрашивают нас, зачем они эти парковки делают, - посетовал Шабалатов. - Как с этим бороться? Если массово подключить эвакуаторы, начнется вал жалоб и общественные акции. Поэтому мы пытаемся действовать мягко. Задача - полностью увести парковки в центре под землю, чтобы люди приобретали там места или обходились без личных авто.
Этой весной в Воронеже должны были ввести плату за парковку на центральных улицах, но отодвинули непопулярную меру на неопределенное будущее. Официальная версия переноса сроков - пробелы в федеральной нормативной базе. Они, однако, не мешают существованию платных парковок в других городах ЦФО.
- Город должен работать как бизнес-модель и зарабатывать деньги в бюджет через налоги на землю и имущество. Если принять грамотный мастер-план, продумать, где уместно озеленение, где небоскреб, где метро, - то налог на имущество позволит возвращать затраты на инфраструктуру и благоустройство, - подчеркнул член совета по территориальному планированию и градостроительству в Союзе архитекторов России Илья Заливухин.
Его поддержал воронежский девелопер Евгений Хамин, отметив, что нужно проводить разъяснительную работу с горожанами, чтобы те понимали - бесплатного комфорта не бывает, любое благоустройство должно быть увязано с возможностью в перспективе пополнять бюджет муниципалитета за счет налогов.
- При "штопке" городской среды главное - активизировать малый бизнес. Мы говорим только о жилье и лавочках, а люди-то должны зарабатывать, чтобы покупать квадратные метры. Капитализацию города можно поднять, если вскрыть его культурные коды, переупаковать и предложить в качестве основы для проектов девелоперам и инвесторам. Тогда экономика будет осмысленной, - заключил Алексей Комов.