12.04.2018 01:00
    Поделиться

    Где и почему в столичном регионе задерживаются пригородные поезда

    Расписание: где и почему в столичном регионе задерживаются пригородные поезда?
    Чуть не каждый день железная дорога информирует пассажиров о задержках пригородных электричек на 20 минут и дольше. У людей рушатся планы, и цепочка опозданий передается дальше. Корреспондент "РГ" разбирался, почему происходят сбои и насколько это характерно именно для наших железных дорог.

    Причин десятки. Например, кража оборудования с путей. Часто, даже если злоумышленника ловят, он успевает повредить систему автоматической диспетчеризации, а это значит примерно то же, что поломка светофора на перекрестке - все встает. Останавливают электрички также сорванные стоп-краны, найденные бесхозные вещи, анонимные звонки о минировании, ДТП на переездах и пешеходы, попавшие под электрички. Часто машинистам, затормозив, к счастью, удается спасти безответственных пешеходов, оказавшихся на путях. Пешеход убежал, а график движения сбился из-за незапланированной остановки.

    Опоздания в 5 - 10 минут частенько образуются в часы пик из-за слишком большого количества пассажиров, "перенаселенности", как говорят железнодорожники. Все пытаются войти, точнее, втиснуться в вагоны, из-за чего поезд дольше стоит на остановках. За этой электричкой начинают опаздывать и другие.

    Еще одна причина - поломка состава. Встанет такой поезд где-то, перегородит путь. Минут двадцать пройдет, пока за ним придет тепловоз и оттащит его на запасной путь, а график уже "поехал". Бывает, что рвется контактная сеть или происходят совсем уже ЧП - столкновения. Как это произошло, например, год назад в Кунцево, когда у электрички отказали тормоза и она врезалась в поезд дальнего следования.

    При любых сбоях, и малых, и больших, самым главным человеком на железной дороге становится диспетчер. Он как регулировщик на сломанном светофоре разводит потоки поездов.

    Если заблокирован один путь, все поезда начинают пропускать по оставшемуся свободным пути в реверсивном режиме - один туда, другой обратно. Но это возможно, если поблизости есть стрелка. Если ее нет, машинист из головной кабины первого вагона идет в хвостовую последнего, ведет поезд до станции и "разворачивает" там.

    Если электричка сбивает человека, то поезд останавливается и ждет "скорую". Если травмы не чрезмерно серьезные, пострадавшего могут взять в кабину машиниста, довезти до станции и уже там передать медикам - так задержка будет меньше.

    Расписание на Московской железной дороге очень плотное - по всем направлениям ежедневно проходят около 3000 электричек. На ярославском направлении поезда идут почти как метро - каждые четыре минуты. Небольшая задержка - и расписание сдвинулось. Поэтому сбои в полчаса или больше отражаются еще в течение нескольких часов. А на нескольких "диаметральных" направлениях последствия чувствуются и у соседей. Например, если сбой произошел на Белорусском, опоздания возможны на смежном савеловском, а также курском, куда уходит часть электричек.

    Но при этом выполнение расписания - 98%. Это значит, что задерживаются и опаздывают примерно 50 - 70 поездов в сутки. А в последние три месяца, как отметили в ЦППК, иногда удавалось достигнуть стопроцентного соблюдения расписания.

    Мнение эксперта

    Мария Роженко, доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского:

    - В крупных европейских городах точность следования пассажирского железнодорожного транспорта составляет 94 - 96%. Каждая компания, работающая в данном сегменте, борется за повышение этого показателя. К примеру, немецкая компания DB Regionalverkehr, которая обеспечивает пригородные пассажирские перевозки, повысила данный показатель за последний год на 0,2% и достигла значения 94,8%.

    А как у них 

    Что думают европейцы о точности поездов в своих странах? Согласно исследованиям "Евробарометра", только половина граждан Евросоюза удовлетворена тем, как железные дороги в их странах придерживаются расписания. Если рассматривать страны ЕС по отдельности, выясняется, что самыми точными свои поезда считают ирландцы (78%), латыши (74%) и австрийцы (73%). В самом конце этого рейтинга стоит Польша, в которой всего 36% респондентов удовлетворены тем, как железнодорожники придерживаются графика. За Польшей следуют Эстония (39%), Румыния (41%) и, как ни странно, Германия с 42% довольных пассажиров. И эти субъективные цифры вполне объективно отражают ситуацию на рынке европейских железнодорожных перевозок.

    "Если вам нужна немецкая точность, езжайте в Швейцарию", - это довольно распространенная среди немецких пассажиров шутка. Действительно, как сообщает немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung, в прошлом году без опоздания больше чем на 6 минут прибыло около 80% поездов в Германии. Рекордные 76,3% прибытий без опозданий были зафиксированы в августе 2017 года, когда ремонт железнодорожных путей проводился примерно в тысяче мест по всей ФРГ. Но самым громким был случай в декабре 2017 года, когда на открытии новой скоростной трассы между Берлином и Мюнхеном первый поезд, набитый приглашенными политиками, чиновниками и журналистами, опоздал на два часа из-за поломки.

    В Польше СМИ также пишут, что в стране резко выросло количество нарушений графика движения поездов, причем речь идет и об опозданиях на два и больше часов. Всего за первые три квартала 2017 года был зафиксирован 341 такой случай, а в четвертом квартале этот показатель увеличился почти в два раза - до 655. Задержки от 5 до 59 минут в конце года случались еще чаще: 12,55 процента всех пассажирских перевозок в стране прошли с отклонением от графика.

    Подготовила Ариадна Рокоссовская

    Поделиться