04.04.2018 20:52
Поделиться

"Россия 1" покажет сериал о танцевальном ансамбле "Березка"

Государственный академический хореографический ансамбль "Березка" был создан в 1948 году советским балетмейстером и хореографом Надеждой Сергеевной Надеждиной. Ее имя коллектив носит с июня 2000 года. А в этом году ансамбль русского танца празднует юбилей - 70 лет. И к этой дате канал "Россия 1" выпускает премьеру сезона - многосерийный фильм "Березка" режиссера Александра Баранова.

Действие происходит в середине 80-х годов - как раз то время, когда "Березка" все еще невероятно популярна в стране и за рубежом, но в коллективе уже не все так просто. Танцовщицы, желая славы, принимают определенные правила, царящие за кулисами, - все то, о чем не догадываются зрители в зале, аплодирующие знаменитому "плывущему" шагу, тайна которого до сих пор хранится в строгом секрете.

Директору "Березки" Геннадию Манькову (Михаил Ефремов) приходится всеми правдами и неправдами доказывать, что искусству нужна поддержка даже в кризис. А худруку Надежде Светловой (Лидия Вележева) предстоит отстаивать приоритеты творчества перед бюрократической машиной. При этом Светловой особенно ценна поддержка близкого друга Анатолия (Алексей Серебряков) - куратора коллектива, который давно в нее влюблен. Такова канва сюжета нового сериала, в котором также снимались Любовь Константинова, Ольга Бобкова, Алена Коломина, Мария Порошина, Нина Усатова, Надежда Маркина, Евгений Сидихин, Марк Богатырев и другие.

Начальника отдела пропаганды ЦК КПСС, сурового и властного, далекого от искусства человека в фильме играет народный артист России Сергей Шакуров, знающий те времена не понаслышке. После того, как Светлова говорит в интервью, что "Березка" "покорит Америку без единого выстрела", герой Шакурова решает, что такое ей спускать с рук нельзя и дает указание найти нового хореографа для "Березки", с которым коллектив поедет на гастроли в Америку. С Сергеем Шакуровым о роли и о советской эпохе поговорила обозреватель "РГ".

Сергей Каюмович, вам не впервой играть советского функционера, вы даже в нашумевшем телесериале исполняли роль Брежнева, за которую получили  и ТЭФИ, и "Золотого Орла".

Сергей Шакуров: Мой герой в "Березке" - эдакий человек от культуры. В сценарии он был написан неплохо, и я согласился сыграть. Это такой любопытный персонаж, который решает судьбу ансамбля. Тогда же были проблемы с выездом и невыездом за границу. Пускать или не пускать. Вдруг кто-то сбежит, останется? А это уже целый скандал, снятие с работы и так далее. То есть причешут по полной программе, если не "остригут" полностью. А "Березка" была одна из самых выездных коллективов, как мы с вами помним, ее требовал на гастроли весь мир. Действительно, это был уникальный ансамбль. Собственно, он таким и остался. Другое дело, что сейчас много появилось конкурирующих коллективов: Краснодарский ансамбль, Кубанский казачий хор, Гжель и  другие. 

Кстати, я уже давно ничего не слышала про "Березку".

Сергей Шакуров: Она есть! Другое дело, что не так звучит.  Просто мы живем во времена копий и римейков, и ансамль "Березка" не миновала участь сия. А на тот период "Березка" была единственная в своем роде.  И,  действительно, гремела по всему миру и ценилась!

Чиновники поменялись? Чем советские отличаются от сегодняшних?

Сергей Шакуров: Конечно, поменялись! Они помолодели, во-первых. Мыслят по-другому. Часть из них большие патриоты своего кармана, как мы видим. Другая часть - патриоты своего дела и страны, на благо которой, по идее, должны работать мы все. Теперь у нас нет идеологии, коммерческая успешность любого дела вышла на первый план.  

Вы помните свое первое зрительское впечатление, когда впервые увидели "Березку" на сцене?

Сергей Шакуров: Да, я все это видел. Конечно, не ходил ни в Кремлевский дворец, ни куда-либо еще, потому что попасть туда было невозможно. А по телевидению - это завораживающее зрелище. Точно так же, как и ансамбль Игоря Моисеева. Их там держат в ежовых рукавицах, не забалуешь - точно вылетишь. Это же рабский труд, абсолютно круглосуточный.

Когда я узнала про  сериал "Березка", то подумала почему-то первым делом про магазин. Были же валютные магазины "Березка", а на "России 1" недавно выходил  сериал "Торгсин".

Сергей Шакуров: Я в "Торгсине" снимался. В этой работе очень интересный отрезок времени показан. и, конечно же, через призму человеческих отношений. Выведены разноплановые герои с непростыми характерами и неординарными поступками. Особое внимание в этой картине стоит обратить на костюмы и декорации - они замечательно передали то время.

А как вы выбираете, где играть? У вас ведь очень заметные роли. Например, в сериале "Великая" об императрице Екатерине канцлер Бестужев -  вы за эту роль получили "Золотого орла".

Сергей Шакуров: Там и материал интересный, богатый, поэтому было что играть. А здесь, в "Березке", роль  менее значительная. Для меня она не составила большого труда. А в "Великой", конечно, канцлер Бестужев, это тяжелейшая, но интересная  работа.

Вы же не в каждом сериале соглашаетесь сниматься?

Сергей Шакуров: Жизни не хватит, если во всех сериалах сниматься. Это,  во-первых. А, во-вторых, это вредно. Артист не должен мелькать. Он должен быть убедителен каждым своим появлением на экране.

А что нужно, чтобы вы согласились?

Сергей Шакуров: Чтобы предложение поступило. Артист - профессия вторичная и зависимая. А сама роль должна быть написана не одной краской, а чтобы все цвета радуги были - тогда это интересно. И сложно, а я люблю такие усложненные судьбы, чтобы к характеру не так просто было подлезть. А если скучно и неинтересно, я за такие вещи не берусь. Не люблю, когда предлагают одни и те же типажи. Вот так  выбираю: чем многогранней, интересней, противоречивей, тем лучше. Хорошо бы, чтобы и партнеры по работе были высокие профессионалы. Кино - это ансамбль.  Канцлер Бестужев - он противоречивый. Поэтому мне было интересно его сделать. Вот это - мое. 

Вы, как человек творческий, радуетесь, что в последнее время уровень сериалов у нас возрос?

Сергей Шакуров: Конечно, он вырос, когда поняли, что это реально пользуется зрительским успехом. У нас большая страна с непростыми климатическими условиями, порой полгода зима с длинными вечерами. И герои сериалов входят в дома россиян и становятся на несколько вечеров членами их семей. Хорошая история не только скрашивает время, но и делает нас чуть-чуть лучше. Благодаря хорошей истории, мы отвлекаемся от будней, узнаем новое, строим планы на будущее. Вообще, мне кажется, русские люди любят такие затяжные картины, длинные, чтобы можно было каждый вечер смотреть. Впрочем, и американцы тоже. У них же есть потрясающие сериалы по 50, 100 серий. Мои коллеги очень талантливые, не буду называть фамилии, обожают их смотреть.

А вы сами смотрите?

Сергей Шакуров: Честно говоря, нет. У меня не хватает терпения. Не получается смотреть планомерно все подряд, следя за повествованием. А первую, а потом пятую, а потом десятую, для меня это исключено. Вот полный метр - час тридцать или два часа, не отрываясь, - это по мне. Я должен погрузиться в картину.

Но вы востребованы, вам предлагают полный метр - "Экипаж", например.

Сергей Шакуров: Я выбираю. И я в этом плане капризный - не на всякую картину пойду. За спиной более ста киноработ. Повторяться не хочется. Важна история, ее подача, диалоги. Хороший сценарий - процентов 70 успеха.   

А с молодыми актерами любите работать?

Сергей Шакуров: Возраст в нашей профессии значения не имеет. Опять же, есть молодые талантливые, а есть молодые - ниоткуда. Как определить? Я иногда прошу о пробах, чтобы посмотреть, что может этот пацан или девушка. Многие молодые уже сделали не одну замечательную работу, их имена - на слуху, с ними очень интересно работать.

Сейчас у нас вдруг проснулся большой интерес ко всему советскому. Был сериал про директора "Елисеевского", где Сергей Маковецкий играл главную роль, и про Фурцеву с Ириной Розановой. По телевидению идет много советских фильмов,  и у них очень высокие рейтинги. Почему вдруг такой интерес? Это такая тоска по времени? Может быть, советское прошлое нам дает какие-то уроки на сегодняшний день, которые не стоит повторять?

Сергей Шакуров: Потому что устали от этого информационного натиска. С утра до ночи с экранов в наши дома льется крик, скандал. Мне кажется, люди начинают плохо себя чувствовать, плохо спят ночами, потому что информация все время негативная. И другая крайность эти комедийные передачи с нескончаемыми "байками". А нужно сопереживать, образовывать, расширять лексику, кругозор, рассказывать о том, что близко каждому из нас. И самое сложное - делать это талантливо, без нажима и однозначных категорий. Надо дозировать, невозможно целыми дням вызывать искусственный хохот, а новости превращать в сводку происшествий. А что касается фильмов советского времени, то как не посмотреть, например, "Дом, в котором я живу"? Это великая картина! Посмотрите ее сегодня вечером, если будет время. Очень прошу...

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"