Женовач: Все планы, которые задумал Табаков, должны воплотиться

Кандидат номер один на эту должность, художественный руководитель петербургского Александринского театра Валерий Фокин, после официальных переговоров отказался возглавить МХТ. Свои голоса он отдал в пользу Сергея Женовача, чью кандидатуру поддержали на совете руководителей ведущих театров и театральных вузов России в министерстве культуры. В совет, кроме Валерия Фокина, вошли Лев Додин (МДТ - Театр Европы), статс-секретарь - замминистра культуры Александр Журавский, председатель СТД Александр Калягин, Римас Туминас (Вахтанговский театр), Евгений Писарев (Театр им. Пушкина), Юрий Кравец (директор и и.о. худрука МХТ), актер Владимир Машков, с чьим именем связывают будущее Театра-студии Олега Табакова и его театральный колледж, Игорь Золотовицкий (ректор Школы-студии МХАТ), Евгений Князев (Театральный институт им. Щукина), Борис Любимов (Щепкинское училище) и Григорий Заславский (ГИТИС).

Как заметил министр культуры Мединский, к власти Женовач тоже совсем не рвался. "Я перед вами как обнаженный абсолютно, - признавался режиссер, которому теперь предстоит совмещать две руководящие должности - в МХТ и СТИ (Студии театрального искусства). - Я счастлив работать там, где я работаю сейчас. Но я понимаю, что такие предложения поступают только раз в жизни". Времени на обдумывание у него было - только сутки.

Как он их провел, Сергей Женовач рассказал "РГ" после итогового заседания, определившего ближайшее будущее МХТ.

Сергей Женовач: Для меня это было неожиданностью. Потому что у меня последнее время очень интересно складывалась судьба и жизнь в Студии театрального искусства. И как-то все вроде так спокойно было... И вдруг возникает предложение - сегодня третий день, как я его услышал. А обдумывать его было можно только сутки.

Вы спали эти три дня?

Сергей Женовач: Немножко... Да, ситуация непростая. Как и всегда, когда происходят перемены. Но самое главное, я очень благодарен коллегам, которые мои сомнения в чем-то даже не рассеяли, а, наоборот, как-то подкрепили. И дали энергию, чтобы делать что-то по-своему. На мое решение повлияло то, что рядом сидели люди, которых уважаешь, у которых учишься. Всегда говорят, что режиссерский цех - такой разрозненный, каждый думает только о своих спектаклях, о своих проблемах и делах. Но когда ты чувствуешь, что есть понимание, поддержка, это дает огромные силы. Потому что режиссерская профессия трудная, на самом деле не человек руководит театром, а театр руководит человеком.

Я четко понимаю, что, если за это дело браться, нужно прежде всего только спокойствие. Я - за эволюционный путь. Есть память большого мастера. Не прошло еще сорока дней. Я буду пока ходить смотреть спектакли, встречаться с людьми, общаться, думать. Все планы, которые задумали Олег Павлович Табаков и его команда, должны воплотиться. А новый сезон уже будем сочинять, думать. Здесь возникли страхи, что в Камергерский переулок придет Студия Женовача и всех вытеснит, - это неправда. Никакого слияния не будет.

Ваши планы в СТИ будут корректироваться? "Три сестры", которые вы сейчас репетируете, выйдут?

Сергей Женовач: "Трех сестер" мы должны выпустить в конце мая, надеюсь. Мне хотелось бы завершить эту работу. А дальше - есть опытные режиссеры в театре, есть еще среднее поколение режиссеров, я же заведую кафедрой режиссуры и вижу не только своих учеников. Мне кажется, Художественный театр может дать им возможность экспериментировать - так было и при Олеге Табакове, и при Олеге Ефремове. То есть сейчас надо не торопясь найти постепенный путь развития театра. Есть люди, есть судьбы, и здесь надо быть очень внимательным и острожным. Раскрыть потенциал, который в театре есть. А дальше заниматься его развитием.

Из первых уст

Министр культуры Владимир Мединский рассказал, что повлияло на выбор нового художественного руководителя МХТ

- Почему мы так спешили? После ухода Олега Табакова прошло всего несколько дней... Судьба Московского Художественного театра нам не безразлична. Олег Табаков много сделал для зрительского успеха и материального благополучия театра. Вы знаете, как часто министерство приводило МХТ в качестве образца экономической эффективности. И фразу Олега Павловича "Пустой театр - явление противоестественное" мы неоднократно цитировали при обсуждении с директорами театров вопросов эффективности. Табаков - и я это говорил неоднократно - был не только гениальным актером, он был эффективным управленцем. Никогда этого не скрывал и всегда этим гордился.

Мы не хотели спешить с назначением нового художественного руководителя, однако полемика, которая развернулась в СМИ и социальных сетях, начала приобретать какой-то болезненный характер. Стали называться имена, людей начали сталкивать друг с другом, появились какие-то "группы влияния". Появились чудовищные рейтинги и голосования, кто должен стать худруком. Это, конечно, недопустимо. Однако среди этой полемики мы услышали и мудрые суждения тех, к кому мы не можем не прислушаться. Это мнения авторитетнейших людей театрального мира.

Один из старейших худруков страны Марк Захаров первым высказался за то, чтобы МХТ "возглавил обязательно режиссер. Не успешный или прославленный актер, а именно режиссер". Соглашусь с ним, что круг режиссеров, который смог бы справиться с этой задачей, узок. Многие режиссеры уже создали свой художественный мир в тех или иных театрах и не выражали готовности перейти в МХТ. Между тем сам Марк Анатольевич назвал три имени - Валерий Фокин, Сергей Женовач и Юрий Бутусов.

Потом эту же мысль о худруке-режиссере публично или в ходе наших широких консультаций высказали многие из авторитетных представителей театрального цеха. И Александр Калягин, председатель СТД. И старейшина театроведческой корпорации Инна Соловьева, десятилетия своей жизни посвятившая изучению истории Художественного театра и преподаванию в Школе-студии МХАТ и ГИТИСе, и Андрей Кончаловский. И многие, с кем мы консультировались.

 МХТ им. Чехова выбирает психологический театр: Сергей Женовач у руля

Дискуссия убедила нас, что этому великому театру нужен режиссер, чья успешность очевидна, чей опыт достаточен, а авторитет неоспорим. Режиссер с талантом педагога. В итоге мы сегодня остановились на кандидатуре Сергея Васильевича Женовача - художественного руководителя Студии театрального искусства.

Его творческие достижения отмечены государством - он лауреат Государственной премии, премии мэра Москвы и премий профессионального сообщества, у него около 20 значимых наград. Кстати, сам Олег Павлович высоко оценивал работу Сергея Васильевича и в МХАТе, и в других театрах. Отмечу и еще один немаловажный факт. Женовач еще и талантливый педагог, заведующий режиссерской кафедрой ГИТИСа.

 

И последнее про Сергея Васильевича, что также повлияло на наш выбор. Он многие годы работает с профессионалами своего дела - Александром Боровским, Дамиром Исмагиловым и Григорием Гоберником. Для театрального мира имена этих людей расшифровывать не нужно.

Приказ о его назначении подписан, но в нем, вне всякого сомнения, будет просьба к художественному руководителю приступить к выполнению своих обязанностей не ранее чем через месяц, 23 апреля, спустя 40 дней после смерти Олега Павловича. Мне кажется, это будет по-человечески. За этот месяц как раз можно будет решить многие организационные вопросы и поближе познакомиться с труппой и работниками театра.

Прямая речь

Худрук Александринского театра Валерий Фокин о том, почему он отказался возглавить МХТ им. Чехова

Кандидатуру художественного руководителя Александринского театра и председателя гильдии театральных режиссеров России Валерия Фокина рассматривали в первую очередь. С его именем связывали надежды на большие мхатовские реформы.

Почему вы не согласились руководить МХТ им. Чехова?

Валерий Фокин: Со мной разговаривали на эту тему на разных уровнях, консультировались, но, когда мне предложили, я сразу сказал, что я не могу взять на себя эту ответственность и не хочу соглашаться, потому что это очень серьезная, важная и огромная работа, которую я уже проходил в городе Санкт-Петербурге в Александринском театре. И, не буду вдаваться в подробности, я хотел бы заниматься дальше другим: тем, что меня действительно сейчас интересует. Но что главное и что для меня было абсолютно очевидно - безусловно, в сегодняшней ситуации возглавить театр должен был режиссер. (А в этой связи рассматривались и фамилии двух актеров: Игоря Золотовицкого и Владимира Машкова. - Прим. ред.) Поэтому когда во время обсуждения дошло до того, что я или Женовач, я полностью его поддержал: это прекрасная кандидатура как режиссера и как человека, имеющего опыт руководства своим театром и опыт работы в Художественном театре.