28.12.2017 00:05
    Поделиться

    "Супруге Штирлица" Элеоноре Шашковой исполнилось 80 лет

    О ней крайне редко пишут и говорят журналисты, большинство ее ролей пришлось на второй актерский состав, а пресса всегда довольствуется первопремьерным. Она это называет "жестоким законом театра".

    Бедро Ланового

    Моим любимым актером много лет был Николай Гриценко, я была просто влюблена в него, писала ему полные нежности открытки.

    Помню феноменальный случай, когда у него на сцене отклеивался нос и он его схватил и в кулису бросил. Зал встал!

    У него была трагическая личная жизнь, череда жен, с которыми он разводился.

    Понимаете, Господь чаще всего дарит в одном месте, ему он подарил в профессии, а свою личную жизнь человек сам должен строить. А он не умел. Первая любовь не вернулась к нему, потому что он что-то там то ли погулял, то ли что-то другое... И так пошло все по печальному кругу.

    Он в жизни был скуповатый, жадноватый. Даже троллейбусные билетики предъявлял на Мосфильме для оплаты, когда приезжал на троллейбусе.

    Он был не очень образованный. Как-то мне сказал: "Элка, режиссер Зархи предложил мне играть Каренина в "Анне Карениной". Я не читал роман!" Когда прочитал, воскликнул: "Этот Лева Толстой, он же гений!"

    Василий Семенович Лановой, когда был помоложе, слыл нарциссом. Помню, когда он сыграл в спектакле "Милый лжец", говорил: "Ну как я выставляю бедро?" Знаете, где он особенно красовался? В "Антонии и Клеопатре". Костюм из лайки, белый с черным. Божественно красивый. Женщины все помирали, на гастролях на сцену просто лезли. Но он безумно дисциплинированный товарищ. Служит театру, служит рьяно, много, истово.

    Он в прекрасной форме в свои за восемьдесят лет и остается человеком жесточайшей дисциплины. Как-то были на гастролях, и у одного из коллег был день рождения, мы на теплоходе праздновали часов до трех ночи.

    Я в шесть утра проснулась по надобности, смотрю в окно, а Вася уже зарядку делает. Каждый божий день он начинает с гимнастики. В любом месте и при любых обстоятельствах.

    Вы не представляете, какая у него была популярность в армии после выхода картины "Офицеры". Знаю, когда он входил в военкомат, перед ним военные вытягивались в струнку.

    С Чурсиной воровали рогалики

    Студенчество вспоминается счастливым и голодным временем, мы с Люсей Чурсиной ходили в булочную, воровали там рогалики. Получив стипендию, приходили, отдавали деньги и винились: "Мы украли у вас десять рогаликов..." Это все было...

    После училища меня сразу взяли в театр Вахтангова, репертуар вела Юлия Константиновна Борисова, я ее люблю с первого дня нашего знакомства.

    Худрук Евгений Рубенович Симонов давал мне играть все, но во вторых составах. Однако пресса никогда обо мне не написала ни строчки, потому что журналисты приходили на спектакли, в которых были заняты первые составы. И я не обижалась, это был закон, неписаный, но закон.

    Вообще законы театра часто жестоки и непонятны.

    Галину Коновалову, которая много лет была в тени режиссерского внимания, на поверхность театральной жизни вынесло время.

    Когда она в 95 лет блестяще сыграла в спектакле "Пристань", она мне сказала: "Ничего, Элка, доживешь до 90 лет, может, и тебе роль дадут..." Она до последнего дня сохранила светлые мозги и имела прекрасную форму, со сцены смотрелась просто великолепно.

    Искусство неотделимо от жизни. В нем ровно столько же, сколько и в реальности, гадкого и мерзкого. Один замечательный деятель кино пытался за мной ухаживать, я отказала. Когда он узнал, что мой муж - сценарист, он порезал его фильм. Порезал как художественный продукт. А остаткам присвоил самую низшую, третью категорию. Увы, все банально...

    Правда с первого дубля

    Сцена встречи Штирлица с женой получилась с единственного дубля. Ее сегодня во ВГИКе разбирают, обсуждают и изучают. Понимаете, никто не думал, что так получится. Может, одна Татьяна Михайловна Лиознова понимала, что сцена будет проникновенная.

    Этот эпизод не был прописан в произведении Юлиана Семенова, эту сцену в картину принес Вячеслав Васильевич Тихонов, он рассказал, что похожий случай был с его другом-разведчиком. Но там, в реалиях, был мальчик, сын его друга.

    Татьяна Михайловна решила поменять, сделала любовную сцену, иначе все смотрели бы на ребенка, а ребенок переиграет любого.

    Слава не может без вас сниматься. Просит, чтобы ему привезли эти глаза!

    Лиознова была необыкновенная умница. Она объяснила своему ассистенту, какая должна быть артистка. Вот так выбор пал на меня, ассистент меня вспомнил, мы с ним работали в одной из картин у режиссера Леонида Лукова.

    В той картине снимался Тихонов, помню, во время съемок одной сцены были подсветы синего цвета. И когда Тихонов поднял глаза, у меня вырвалось сдавленное "ах...". В полной тишине. Вот такой он был красоты. Люда Чурсина меня спросила: "Ты что, влюбилась?.." "Ну ты же знаешь, что я не люблю мужиков красивых, но этот больно хорош..." - ответила.

    Это правда, я красивых мужиков никогда не любила, в них есть фанфаронство, осознание своей красоты у мужиков часто приводит к тому, что они начинают петушиться, как ярмарочные кочеты. Мужику нужны мозги, талант и еще кое-что...

    И вот через десять лет после той студенческой работы раздается телефонный звонок, и этот помощник режиссера мне говорит: "Элочка, здравствуй!"

    И приглашает меня на встречу с Татьяной Михайловной Лиозновой.

    "Эла, я тебе даю слово, если ты сыграешь этот эпизод, то тебя будет знать вся страна..."

    "Какой эпизод?" - растерянно спрашиваю я. "Приедешь и узнаешь", - ответил он мне.

    Сцену эту снял гениальный оператор Петр Катаев, у которого зрение было минус одиннадцать.

    В той работе был божий промысел, Господь знал, что эти минуты будут меня вести всю жизнь.

    Татьяна Михайловна вначале попросила меня поработать "на уголок камеры".

    "С железякой не могу чувства играть", - взмолилась я. Именно в эту секунду открывается дверь и в павильон заходит Слава Тихонов.

    Слава сел у камеры, и, когда он поднял глаза, все, я была его... Камеры, свет, операторы, Татьяна Михайловна, все перестали существовать. Был он и я. Сцена была снята одним дублем. А мне заплатили как за три съемочных дня. Как сейчас помню - это были большие деньги, шестьсот рублей. А съемки заняли час.

    На следующий день звонок: "Элеонора, Слава не может без вас сниматься... Просит, чтобы ему привезли эти глаза!"

    Я тут же приехала на студию, села напротив и сопереживала Тихонову. Вот так получилась та правда.

    Нельзя не сказать про гений Микаэла Таривердиева, написавшего музыку к этому фильму. Сегодня мы эту картину узнаем по первым аккордам.

    Из биографии

    Элеонора Шашкова, заслуженная артистка России. Родилась в Батуми 24 декабря 1937 года. Ее родители назвали в честь дочери Карла Маркса. Более полувека она служит актрисой театра имени Вахтангова, в кино сыграла более шестидесяти ролей. Но для зрителей она всегда осталась "женой Штирлица".

    Поделиться