18.12.2017 13:11
    Поделиться

    Сергей Королев: Меня спасли уголовники

    "РГ" завершает проект 2017 года "Знать, не забыть, осудить. И - простить" последней публикацией из серии видеоинтервью "Мой ГУЛАГ". Они были задуманы ради открытия общенационального памятника жертвам политических репрессий "Стена скорби", установленного в Москве 30 октября. Закрывают проект воспоминания о Большом терроре дочери одного из самых знаменитых "сидельцев" ГУЛАГа и первого покорителя космоса Сергея Королева - Натальи Сергеевны Королевой.

    Дочь великого Королева о том, что ее отец - "враг народа", узнала в четыре года. Ее товарищи по играм во двроре - мальчик Алик и девочки-подружки - отказались с ней играть. Алик ей сказал:

    - Мне мама не разрешает. Твой папа арестован.

    А девочка думала, что ее папа летчик, и он, как сказала мама, улетел в командировку. Спустя годы все об аресте отца Наталья Сергеевна узнала от мамы и бабушки. Все было как у всех. Мама пришла с работы и сказала Сергею Павловичу о том, что у их подъезда стоят два подозрительных мужчины в форме.

    - Это, наверное, за мной, - просто ответил жене Королев. К тому времени арестовали все руководство НИИ, где он работал. Сергей Павлович понимал: он - следующий. - Я сегодня продал облигации и купил пластинку. Давай, послушаем.

    Они включили патефон. Пластика на 78 оборотов. На одной стороне - русская народная песня "Метелица", на другой - "Во поле береза стояла". Дочь была на даче у бабушки, они, не зажигая света, ужинали, потом сидели и слушали музыку.

    В полдвенадцатого ночи раздался стук в дверь. Вошли двое. Те самые "подозрительные" из НКВД. Обыск шел до половины шестого утра. А Королев и его жена, держа друг друга за руку, молча сидели на диване.

    Сергея Королева арестовали. 27 сентября 1938 года он был осужден "за вредительство" военной коллегией Верховного Суда СССР и приговорен к десяти годам лагерей. Потом были Бутырская тюрьма в Москве, пересыльная тюрьма в Новочеркасске. В 1939 году его этапировали на Колыму, где на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления гений науки о космосе был занят на "общих работах" - разнорабочим.

    Спустя годы дочь узнает страшную вещь: живым Сергей Королев остался случайно. Он почти сразу на золотых рудниках заболел цингой. Для "политических" это означало медленную смерть: они не хотели есть, у них не было сил работать. Их просто "забывали". "Забыли" и Королева. Его случайно в тряпье, которое должны были сжечь, полуживого, обнаружил уголовный авторитет и бригадир лагеря Усачев - бывший подчиненный Сергея Королева по одному из НИИ в Воронеже.

    - Меня спасли уголовники, - не раз говорил Королев.

    Усачев дал "авторитетное" распоряжение - в лазарет. Чем, кстати, нарушил негласную норму: уголовники у "политических" отбирали "пайку", теплые вещи, а тут такое…

    - Мама и бабушка сразу стали добиваться пересмотра дела, - вспоминает Наталья Сергеевна. - Они позвонили летчице-героине Валентине Гризодубовой. Она - Берии. Именно Берия настоял на пересмотре дела, тогда запускался исследовательский космический проект, Берия его курировал. Так отца из настоящего ГУЛАГа пообещали перевести "на курорт" - в туполевкую "шарагу". "Шарашка" - это тоже лагерь, но, если так можно сказать, "элитный" - с личной тумбочкой у кровати, чистыми простынями, с нормальной едой и даже кусочком масла по утрам. А главное - Туполев собрал команду исследователей-конструкторов, которые в "шараге" получили возможность продолжить исследования. В ожидании отец опять сидел в Бутырской тюрьме в Москве. Так я впервые поехала на свидание к отцу.

    - Папа, как ты сел сюда на своем самолете? - спросила я его, когда увидела крохотный тюремный двор. Я-то была все еще уверена, что папа - летчик.

    - Эх, деточка, - ответил вместо папы охранник. - Сесть сюда легко, а вот выйти…

    Это было в 1940 году. Вскоре авиаконструктор и будущий покоритель космоса Сергей Королев был судим вторично. Особым совещанием "тройки" он был приговорён к восьми годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, ту самую "туполевскую шарагу", где под руководством Андрея Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Одновременно Королев по своей инициативе разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. В июле 1944 года Сергей Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости, но без реабилитации. Таково было личное указание Сталина. Вскоре Королев сам попросился в Казань, где шли профильные исследования по ракетам, которые потом станут называть космическими.

    В 1947 году осужденный и не реабилитированный Сергей Королев встречался со Сталиным по его личной инициативе.

    - Отца поразила компетентность Сталина в вопросах о ракетах, - вспоминает Наталья Сергеевна Королева. - Было видно, что Сталин тщательно готовился к встрече. Перед ним лежали какие-то записи, он цитировал документы института, в котором Королев работал до ареста, задавал предметные и заранее записанные вопросы. Отец всегда очень высоко отзывался о Сталине и тоже, как все вокруг, искренне считал, что "репрессии - это ошибка".

    Сергей Павлович Королев был реабилитирован "за отсутствием состава преступления" в 1957 году.

    Поделиться