В России проживает более 12 миллионов инвалидов. Среди них 190 тысяч инвалидов по слуху, примерно 320 тысяч колясочников, около 240 тысяч людей с нарушениями зрения. Таким людям сложнее купить продукты и вещи в магазине или сделать заказ в кафе, поэтому для тех, кто не поможет инвалиду или пожилому человеку с выбором товара в магазине или не пустит в ресторан, штрафы возрастут вдвое. Минтруд разработал законопроект о защите прав потребителей - социально уязвимых россиян. Подробности "РГ" рассказал заместитель министра труда и соцзащиты Алексей Черкасов.
В соцсетях и СМИ активно обсуждался случай с подростком-колясочником из Петербурга, которого выгнали из кафе. Когда ваш закон заработает, как за такое будут наказывать?
Алексей Черкасов: Мы усиливаем меры ответственности по уже предусмотренным законом правонарушениям для тех, кто нарушил права самых незащищенных потребителей. Например, по действующему закону за введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара предусмотрен штраф для физлиц от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц 12-20 тысяч, для юрлиц 100-500 тысяч. А по законопроекту, если такие действия будут совершены по отношению к лицам пожилого возраста или инвалидам, то физлицам придется заплатить штраф в размере уже 5-10 тысяч рублей, должностным лицам 20-40 тысяч, юрлицам 150-600 тысяч.
Мы вводим новый состав административного правонарушения - это отказ или иное воспрепятствование потребителю в доступе к товарам, работам, услугам в связи с его состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности или возрастом. Исключением служат ситуации, когда отказ или воспрепятствование связано с обеспечением безопасности потребителя, сохранностью его имущества и другими установленными законом ограничениями. За такое правонарушение в законопроекте установлен штраф для должностных лиц от 15 до 30 тысяч рублей, на юрлиц от 50 до 100 тысяч рублей.
Но ведь уже есть законодательство о защите прав потребителей. И оно неплохо работает. Почему понадобились особые пункты в законах?
Алексей Черкасов: Законодательство о защите прав потребителей распространяется одинаково на всех жителей страны. И обмануть могут как человека здорового, трудоспособного возраста, так и пожилого. Но люди с ограниченными возможностями, дети, лица пожилого возраста нуждаются в повышенной защите. А закон пока им ее не гарантирует.
Один из пунктов, который мы хотим добавить в Закон о защите прав потребителей, это обязанность продавца информировать потребителя, пожилого человека или инвалида о пригодности товара конкретно для него. О чем речь? Например, приходит пожилой человек или человек с ослабленным зрением в магазин и выбирает стиральную машину. Продавец, узнав о его особенностях здоровья, должен будет рассказать, какая машина ему подходит в большей степени, скажем, потому что она оснащена громкими звуковыми сигналами.
Другой пример - приходит инвалид по зрению с диабетом в продуктовый магазин и хочет купить, скажем, йогурт без сахара. Если он просит продавца о помощи в деле выбора, тот не должен будет ему отказать. Ответ "мне некогда" станет, по сути, противозаконным. И если права потребителя будут нарушены, он сможет обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
А если продавец не знал об особенностях здоровья покупателя? Или понял, но не смог донести нужную информацию?
Алексей Черкасов: В законопроекте заложена норма, что информация о товарах и услугах должна доводиться до потребителей в доступных им формах и форматах, с учетом потребностей и возможностей человека.
Это не значит, что теперь все продавцы должны учить азбуку Брайля или жестовый язык. Но в магазинах, организациях, оказывающих услуги населению, должны предполагать, что их клиентами, покупателями могут стать пожилые люди или инвалиды, и в них должны быть, например, специальные стенды или альбомы с информацией, набранной крупным шрифтом, девайсы, позволяющие общаться с людьми с разными особенностями. В конце концов для глухого человека можно написать информацию на листке бумаги и дать прочитать, а слепому все внятно разъяснить на слух. Мы не навязываем какие-то конкретные формы.
Организация сама должна решить, как она будет доносить нужную информацию до покупателей абсолютно всех категорий. Самое главное, чтобы персонал был чутким по отношению к таким клиентам.
В законопроекте говорится о недопустимости "совершения недобросовестных дискриминационных и ущемляющих права потребителя действий". О чем речь? О том, что нельзя выгнать из кафе инвалида?
Алексей Черкасов: Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В ней есть определение, что такое дискриминация по признаку инвалидности. Раз этот принцип закреплен, значит, дискриминация недопустима. В законопроекте речь идет о том, что человека с ограниченными возможностями или пожилого нельзя не допускать до каких-то товаров и услуг. Чтобы не было ситуаций, когда человек с ограниченными возможностями здоровья пришел в хороший магазин или ресторан, а его оттуда "выставили", потому что он "портит имидж заведения" или "смущает других клиентов".
В законопроекте есть еще блок про туризм. Расскажите о нем.
Алексей Черкасов: Мы вносим поправки в закон о турдеятельности в части содействия инвалидам в поиске подходящего турмаршрута и гостиницы.
В чем это будет выражаться? Мы в законопроекте предлагаем установить, что при обращении инвалида по его просьбе туроператор, турагент или организатор экскурсий вправе подыскать и предложить инвалиду тур, гостиницу или туристский маршрут, отвечающие его требованиям и учитывающие особенности и ограничения его здоровья. А также разъяснить, как добраться до места отдыха с учетом ограничений человека, есть ли в гостинице подходящие для него номера, широкие лифты и прогулочные дорожки, чтобы могли перемещаться люди, скажем, на инвалидных колясках.
Законопроект внесен в правительство. Мы рассчитываем, что он будет принят Госдумой в весеннюю сессию и уже к концу следующего года вступит в силу.