Я считаю, что один час шахмат с 1-го по 4-й класс должен быть обязательным. Дальше дети могут заниматься в шахматном кружке, и в большинстве школ они уже есть. Недавно мы объезжали сельские школы Чувашской Республики, во многих есть напольные шахматы: дети на переменке или после уроков подходят и играют.
Шахматы - это аналитическое мышление, развитие интеллекта и минимальные затраты в организации занятий. Мы очень плотно работаем с шахматной федерацией, уже есть методики, которые можно использовать в школе.
Вся школьная кружковая работа должны быть бесплатной. Иногда ко мне приходят родители, и я вижу соглашения, которые предлагает им школа. Там есть очень хитрая уловка. Родители на добровольной основе (это всегда особо подчеркивается) хотят подтянуть математику. Школа придумала кружок "Занимательная математика". А дальше родители получают соглашение, где его ребенку рекомендуется 4-5 дополнительных занятий. И выставляется сумма.
В одной из школ я видела расписание внеурочных дополнительных занятий. Там была лекция по русскому языку для 5-6 классов. Дополнительное занятие по русскому языку априори не может быть платным. С этим мы будем очень сильно бороться.
Три года назад вернули сочинение. Оно далеко от того классического сочинения, что когда-то писали мы с вами. Сочинение введено как ключ, как допуск к ЕГЭ в 11-м классе. В этом году мы вводим в пилотном режиме в 20 регионах устную часть по русскому языку как допуск к экзаменам в 9-м классе. Ученику дается либо отрывок, либо законченный небольшой текст. Девятиклассник читает его, затем идет беседа с преподавателем. Проблема в том, что у нас сегодня большая беда с функциональным чтением: человек читает страницу и не может передать содержание двумя тезисами. Дети часами сидят на дополнительных уроках. Почему? Опять же по той самой причине - потеря функционального чтения. Кстати, это проблема не только наша, российская, а всего мира.
Потихонечку устная литература вернется. Не буду говорить когда, но хочу подчеркнуть, что уже сегодня литература - это письменные развернутые ответы. Но я согласна с тем, что мы лишились возможности говорить. Наши дети косноязычны, мало читают и погружены в информационные сети, в которых проводят огромное количество времени.
У нас создано 254 онлайн-курса. Все они сертифицированы. Допустим, студент учится в региональном вузе. Для своей будущей профессии ему необходим курс по композитным материалам. Он заходит на общенациональную платформу "Открытое образование", ищет этот курс, проходит его, сдает экзамен, получает сертификат, и пройденный модуль вуз ему засчитывает. Мы не подменяем живое общение лектора и студентов, лекции, семинарские и лабораторные занятия, мы расширяем традиционное университетское образование.
О колледжах и демонстрационном экзамене
В этом году у нас 59 процентов девятиклассников продолжили обучение в системе среднего профобразования. Вы знаете, что сейчас есть топ-50 перспективных профессий и специальностей. Разработано уже 44 новых профессиональных стандарта, и тысяча колледжей и 58 вузов, которые имеют в своей структуре среднее профобразование, получили лицензии на работу по этим новым стандартам. Федеральный бюджет выделил 74 тысячи 400 мест для тех, кто будет обучаться этим профессиям по новым стандартам.
5 тысяч мастеров производственного обучения из всех регионов прошли повышение квалификации. В регионах открыто 7 образовательных площадок - межрегиональных центров компетенций, куда могут приезжать ребята из соседних регионов вместе с мастерами, преподавателями и знакомиться с лучшими практиками.
Мы планируем, что в этом году 14 тысяч наших студентов колледжей и техникумов сдадут демонстрационный экзамен. В пилотном проекте участвуют 15-20 регионов. Думаю, через год можно сделать такой экзамен обязательным для всех. Но он требует много вложений, надо подтвердить каждую компетенцию.
У нас есть в школах вторая смена, а в трех регионах еще и третья смена, и потребность в новых местах в школах очень велика. Большее количество школ - это здания, построенные 40-60 лет назад, есть несколько сельских школ, история которых начинается с последней четверти ХIХ века. Конечно, требуется реконструкция этих зданий, обновление и самое главное - создание абсолютно новой среды для школьников.
Модульные школы есть в нескольких областях, в том числе в Московской области. В регионах Сибири есть проекты для малокомплектных модульных школ, которые начнутся в следующем году. Модульные школы - трансформеры, которые превращаются в определенное пространство, которое необходимо сейчас для школы. Считаю, что это очень хороший и эффективный проект. Но это затратная история. Эти школы дороже, чем те, которые строятся по обычному принципу, хотя с точки зрения архитектуры они не такие роскошные. Но за модульными конструкторами - будущее.
Что касается аттестации научных кадров, 19 вузов получили такое право. Но у нас там очень жесткий подход. Ответственность на 100 процентов ложится на вузы, на диссертационные советы. Хотя это не значит, что мы от всего отказались и отдали эти вопросы на откуп вузам. Считаю, что нужно посмотреть, что будет в результате хотя бы первого года.